В недавно завершившихся маневрах «Бдительный лев», проходивших на юге Иордании, приняли участие 12 тыс. военнослужащих из 19 стран мира, в том числе из Соединенных Штатов, Иордании, Египта, Саудовской Аравии (СА), Ирака, Ливана, Бахрейна, Катара, Пакистана, Ливана, Великобритании, Франции, Италии и даже Австралии. Для «полного набора» не хватало только ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), самой мощной и отмобилизованной военной силы региона Ближнего Востока. Понятно, что сегодня ни одно арабское государство не пожелает «покрыть себя позором» участия в военных маневрах совместно с «сионистятами». С другой стороны, весьма показательно, что маневры, в которых участвовали восемь арабских стран и Пакистан, единственное ядерное мусульманское государство, отнюдь не дружественное Израилю, никоим образом не было направлено против евреев. Газета «Аль-Кудс аль-Араби» («Арабский Иерусалим»), выходящая в Лондоне на арабском языке, прямо указывает, что «цель этих маневров подготовить спецназовцев из США и союзных государств к захвату сирийских арсеналов химического оружия».
СЕГОДНЯ НА АМЕРИКУ НАДЕЖДЫ НЕТ
Для СА, претендующей не только на духовное, но и политическое лидерство в суннитском мире, а также для богатых нефтяных эмиратов Персидского залива годы после крушения диктаторского режима Саддама Хусейна в Ираке стали тяжелым испытанием. Американцы, затратив непомерные усилия, так и не смогли создать в Багдаде стабильное правительство. Нынешний слабый в военном отношении Ирак, в котором у власти, по сути, находятся шииты, отнюдь не является противовесом вполне шиитской Исламской Республике Иран (ИРИ). Ставка на Вашингтон как несомненного защитника арабских монархий сегодня не считается абсолютной. Ведь Белый дом фактически бросил на произвол судьбы своего верного союзника – бывшего президента Египта Хосни Мубарака. Претензии тегеранских шиитских аятолл на главенство среди мусульман и непоследовательная политика американцев лишают уверенности в завтрашнем дне не только весьма слабых в военном отношении эмиратов, но и оказавшейся без прикрытия мощной державой, а следовательно – и неконвенциональным оружием, саудовскую династию.
В особенно сложном положении видится Бахрейн, в котором большинство населения представлено шиитами, но правящая династия относится к суннитам. Когда несколько лет тому назад один из советников духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи назвал Бахрейн 14-й провинцией ИРИ, этот эмират немедленно с целью демонстрации поддержки посетил Мубарак. Сегодня бывший «фараон» приговорен на своей родине к пожизненному заключению, а все еще нестабильный Египет опасается делать серьезные политические, а тем более военные шаги.
Иранские агенты подзуживают саудовских шиитов выступать против монархии, а на островах Абу Муса, Большой и Малый Томб, захваченных Тегераном у ОАЭ в 1971 году, создана военная база, действующая против арабов. Саудитам и государствам Персидского залива остается уповать только на собственные силы. Именно поэтому претерпевает изменения Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Показательно, что в официальных документах этой организации слово «персидский» отсутствует, ибо в арабских странах этот залив именуется «арабским». В эту организацию входят шесть стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, СА и Оман.
В 1983 году «шестерка» создала и военную структуру ССАГПЗ, названную «Щитом полуостова». В 1984 году была предпринята попытка выработать совместную концепцию обороны. Однако дальше ничем не подкрепленных заявлений об «опоре на собственные силы» и «отказе от обращения за военной помощью к государствам Варшавского договора и НАТО» дело не пошло. В 1987 году на совещании в Эр-Рияде был поставлен вопрос о принципах совместной обороны стран, входящих в ССАГПЗ. Однако утвержденное соглашение носило опять же крайне ограниченный характер и предусматривало лишь обмен разведывательными данными, унификацию систем связи и командных структур, а также совместную подготовку полицейских и военнослужащих.
«ЩИТЫ» БЕЗ ЗАЩИТЫ
Надо прямо сказать, что среди арабских монархов царит завистничество и соперничество. Нередка и откровенная ненависть. Каждый член ССАГПЗ никогда не забывает о собственных интересах, а потому особого единства там не не наблюдается. Так, в 2006 году от хождения единой валюты «халиджи» (в переводе с арабского «заливный», то есть относящейся к странам Персидского залива), под предлогом «гармонизации национальной финансовой системы» отказался Оман. В 2009 году его примеру последовали и ОАЭ, обидевшись на тот факт, что Центральный банк ССАГПЗ решили разместить в Эр-Риаде, а не в Абу-Даби.
Неудивительно, что ССАГПЗ некоторые острые на язык журналисты окрестили «союзом заклятых друзей». Однако форсированное движение ИРИ к обладанию ядерным оружием и события, именуемые «арабской весной», заставили арабских монархов обратить особое внимание на «Щит полуострова» как воинское формирование, призванное не только противостоять внешней угрозе, но и как несомненной жандармской структуре подавления «внутренних врагов».
Бари Рубин, директор Международного центра глобальных исследований и редактор журнала Middle East Review of International Affairs, пишет в израильской англоязычной газете The Jerusalem Post: «Давайте будем реалистами: революции в Тунисе и Египте произошли не благодаря социальным интернет-сетям типа Facebook, выведшим на улицы тысячи молодых людей, а благодаря поддержке демонстрантов армиями этих государств. В то же время революции в Иране, Сирии, Иордании, СА, Бахрейне и ряде других стран Ближнего Востока не состоялись потому, что тамошние силы безопасности сохранили верность режимам».
Кроме «Щита полуострова», сухопутного воинского формирования, в рамках ССАГПЗ функционируют «Сокол полуострова» (ВВС и ПВО) и «Солидарность» (ВМС). Однако до последнего времени, несмотря на значительное количество договоренностей и принятых членами «шестерки» согласованных решений, интеграция во всех военных формированиях шла крайне медленно. Многие проекты остались далеки от реального претворения. Достаточно привести такие факты: до сих пор в «Соколе полуострова» нет завершенной единой системы раннего локационного обнаружения самолетов и баллистических ракет. Не выполнено ранее принятое решение о создании объединенной системы ПВО. Нет реального наращивания численной мощи «Щита полуострова». Поразительно, но если в 1994 году это военное формирование насчитывало 17 тыс. военнослужащих, в 1996 году – 25 тыс., то в 1998 году произошло сокращение до 20 тыс. В конце же прошлого года количество солдат и офицеров в «Щите полуострова» уменьшилось до 5 тыс. человек.
ДАЕШЬ КОНФЕДЕРАЦИЮ!
С учетом новых реалий саудовский король Абдалла бин-Абдул-Азиз весной нынешнего года собрал в своем дворце в Эр-Риаде глав княжеств Персидского залива для обсуждения единственного вопроса – создание более тесного военно-политического союза. Фактически речь идет о формировании широкой конфедерации с единой оборонительной системой. По словам министра информации Бахрейна Самиры Раджаб, ее страна «станет первым государством, вступившим в конфедерацию с СА». Напомним, что только военное вмешательство саудитов спасло в прошлом году тамошнюю монархию от падения. Премьер-министр Бахрейна Халифа бин-Салман аль-Халифа в интервью местной газете прямо заявил: «Задачи нового образования, объединяющего СА и Бахрейн, будут фокусироваться на военном сотрудничестве». Теодор Карасик, директор отдела исследований и развития Института военных проблем Ближнего Востока и Персидского залива со штаб-квартирой в Дубае в интервью газете Media Line выразил уверенность, что, «каким бы образом ни продвигалось реформирование ССАГПЗ, принципиальной задачей будет выработка единой военной стратегии». Продолжая свою мысль, Карасик подчеркнул: «Экономика не может быть краеугольным камнем такого союза, поскольку у каждого из этих государств – собственные экономические интересы и приоритеты».
Из союзной «шестерки» выбиваеся Катар, не желающий признавать несомненное лидерство в ССАГПЗ саудитов. Крошечный Катар борется с СА за влияние в арабском мире. Финансовые возможности катарского правителя Хамада бин-Халифы аль-Тани не намного меньше, чем у саудовского короля. Соперничество усиливает и личная неприязнь этих правителей друг к другу. Катар спонсирует антиправительственные силы в Сирии, но до недавнего времени старался не очень раздражать иранцев, проводящих свою политику в Ливане. Не забывают катарские власти и про еврейское государство. Пан-арабский телеканал «Аль-Джазира» ведет из Дохи массированную антиизраильскую пропаганду. Иерусалим прекратил все связи с Дохой, хотя с 1996 года по январь 2009 года в Катаре действовало израильское торговое представительство, на открытии которого присутствовал Шимон Перес, занимавший тогда пост премьер-министра Израиля.
Сегодня Катар спонсирует не только антиправительственные силы в Сирии, но и антиизраильскую активность везде, куда дотянутся его ставшие благодаря «Аль-Джазире» довольно длинными руки. Этот факт очевиден и для врагов нынешнего сирийского лидера, которые пытаются приписать ему тайный союз с Израилем. Более абсурдное обвинение трудно себе представить. Ведь нынешнее сирийское руководство водит крепкую дружбу с Ираном. А одновременная дружба с иранскими аятоллами и Иерусалимом невозможна по определению.
И тем не менее Эр-Риад и княжества Персидского залива видят угрозу своим режимам прежде всего в ИРИ. Давид Розенберг пишет в The Media Line (статья перепечана в The Jerusalem Post): «Политический и даже военный конфликт в Персидском заливе может привести к болезненным последствиям для нефтяных княжеств, и им, несомненно, легче противостоять вероятным катаклизмам общими силами, выступая единым фронтом». В настоящий момент СА более всего волнует ситуация в Бахрейне, ибо разлад внутри правящей династии резко ослабляет возможности подавить продолжающиеся уже полгода беспорядки, инициированные лидерами шиитской общины. Юстин Дженглер, создавший в Бахрейне свой блог «Религия и политика», обращает внимание на следующее: «Переговоры о создании союза между Эр-Риадом и Манамой – это одновременно и послание правителям и других монархий Персидского залива. Чтобы противостоять радикализации местных шиитов, поддерживаемых Ираном, объединяйтесь!»
Однако сомнительно, что создание конфедерации и объединение армий СА и государств Персидского залива сделают фактически новое государственное образование более защищенным в военном отношении. В этой связи Давид Розенберг отмечает: «Основанные на гигантских прибылях от продажи нефти, доходы этих стран позволяют им закупать военную технику, но небольшое население и отсутствие боевого опыта делает их весьма уязвимыми для потенциальных противников. Это объясняет, почему княжества, включая и СА, традиционно полагаются не столько на собственные силы, сколько на американские гарантии безопасности».
Иначе говоря, финансовые средства, пусть даже огромные, имеют немаловажное значение в формировании вооруженных сил и оборонительной концепции государства в целом. Однако в данном случае деньги решают не все. Необходим определенный образовательный и профессиональный уровень личного состава армии, склонность к обучаемости, умение и, наконец, человеческие ресурсы. Если хотя бы одна из этих составляющих отсутствует, армия никогда не будет вполне боеспособной. Поэтому весьма сомнительно, что СА и монархии Персидского залива в обозримом будущем сумеют таким образом организовать свои вооруженные силы и откажутся от гарантий Соединенных Штатов или какой-либо иной мощной в военном отношении страны.
Иерусалим
Автор - Захар Гельман - профессор.