В США среди многочисленных ведомств и официальных лиц, которые так или иначе занимаются проблематикой Афганистана, имеется и специальный уполномоченный, который следит за правильным расходованием американских средств в этой стране. Если быть точным, он называется «ревизор по вопросам афганского восстановления» (Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction (SIGAR)).
Данный пост был учрежден в 2008 году, когда стало ясно, что слишком много из выделяемых на эту страну средств уходят не по назначению.
В нашей стране слова о крупномасштабном разворовывании бюджетных средств стали почти аксиомой. Однако для Соединенных Штатов эти слова также актуальны. По состоянию на март 2012 года они выделили на афганское восстановление 89,5 млрд долл, в то же время результаты таких капиталовложений просто смехотворны. Не реализован практически ни один из крупных инфраструктурных проектов – подобных тем, которые делал СССР, например, дорога через перевал Саланг или ГЭС Наглу. На что потрачены эти колоссальные средства, действительно непонятно. Следует подчеркнуть, что эти деньги выделены именно на «восстановление», а не на боевые действия, административные или иные подобные цели.
Поэтому создание новой должности уполномоченного представителя, аналога Счетной палаты, представляется вполне обоснованным. Это ведомство обязано представлять ежеквартальные отчеты о расходовании американских бюджетных средств на восстановление Афганистана.
Последний из таких отчетов вышел в начале августа, и представленные в нем оценки весьма негативны. В частности, критикуется совместный проект Государственного департамента и Пентагона объемом в 400 млн долл. В рамках этого проекта предполагается построить семь инфраструктурных объектов. Согласно плану, они должны быть закончены к середине 2013 года, однако, скорее всего, этого не произойдет до вывода американских войск из страны в 2014 году. То есть, говорится в докладе, уменьшится и без того невысокий уровень поддержки США и кабульских властей со стороны местного населения.
Части доклада разошлись на цитаты по ведущим американским газетам, например The New York Times.
Два года назад в Афганистан прибыли последние американские войска из обещанного Бараком Обамой пополнения (в 2009-2010 гг. численность военного контингента США выросла с 65 до 100 тыс. чел); их большая часть была размещена на юге Афганистана, где происходили наиболее ожесточенные бои. Одновременно в этой части страны американцы приступили к реализации нескольких инфраструктурных проектов, которые, как они надеялись, помогут завоевать поддержку местного населения. Учитывая, что юг – это традиционный оплот талибов, проекты имели и важное пропагандистское значение.
400 млн долл. совместного госдеповского и пентагоновского проекта были в том числе направлены на строительство линий электропередач для обеспечения местных домовладений и предприятий электроэнергией. План состоял в том, чтобы завершить эти проекты как раз в то время, когда должен был начаться вывод американских войск – так, чтобы к этому времени «завоевать сердца и умы» афганцев. Тем не менее, хотя постепенный вывод войск начался уже сейчас, к проектам даже не приступали, и, скорее всего, до полного вывода войск они так и не будут закончены.
В результате с помощью программы, которая затевалась для сближения американских солдат и афганцев и дополнения президентского плана по уничтожению талибов, может быть достигнуть противоположный результат.
Обо всем этом говориться на страницах опубликованного «ревизорского» доклада. В нем также утверждается, что выделенные начиная с 2001 года на восстановление почти 90 млрд долл. расходовались неэффективно.
Вскоре после публикации доклада американское посольство и военное командование в Кабуле выступили с совместным опровержением, заявив, что они заняты «скрупулезной» работой по рассмотрению и согласованию инфраструктурных проектов и что «они означают долгосрочную приверженность американских властей по отношению к Афганистану».
В ответ специальный уполномоченный заявил – успех основывается на завершенных делах, а не тех из них, для выполнения которых требуется еще несколько лет. «Если американские и афганские власти ставят цели и затем их не выполняют, то они теряют поддержку местного населения» – продолжал он.
Спор чиновников продолжался. Одни утверждали, что необходимо запастись терпением, с западной помощью афганские власти в скором времени научаться самостоятельно поддерживать в нужном состоянии различные объекты, которые им передадут американцы. Якобы в таком сложном деле, как афганское урегулирование, не может быть одних только успехов. В ответ заявлялось – не были предприняты должные меры для преодоления сложностей при строительство линий электропередач в отдаленные районы на юге страны, где особенно сильны талибы.
Дополнительным фактором, осложнившим реализацию проектов, стали бюрократические проволочки в Вашингтоне. Например, Пентагон в феврале этого года в течение длительного времени не мог перевести средства на счета Госдепа, который отвечает за выполнение проекта посредством своего Агентства по международному развитию (USAID).
В отчете также говорилось, что афганские власти практические никак не влияют на исполнение проектов – и это утверждение было опровергнуто Госдепом и Пентагоном.
Еще до того, как были выделены средства на строительство этих линий электропередач, довольно успешно реализовывался другой проект – установка дизель-генераторов в городе Кандагар – южной столице страны. Цель у данного предприятия была точно такой же – улучшение электроснабжения. Предполагалось, что это будет временное явление, до тех пор, пока не возведут ЛЭП. На данное мероприятие было выделено 40 млн долл., однако из-за задержек при строительстве линий электропередач проект должен стоить уже 80 млн в 2012 финансовом году и 100 млн – в 2013.
Если этот проект и будет осуществлен, то не ранее лета 2014 года – когда уже полным ходом станет осуществляться вывод американских войск из Афганистана. Скорее же всего, он не будет осуществлен никогда. Само учреждение поста специального уполномоченного, который должен следить за правильным расходованием выделяемых средств, говорит о том, что американцы отдают себе отчет в неэффективности их программ по восстановлению. Случай с ЛЭП – лишь отдельный эпизод, который, тем не менее, весьма показателен и оказался на страницах американских газет.
Возможно, что с приближением 2014 года (дата почти окончательного вывода американских войск) США вовсе перестали уделять внимание афганскому восстановлению ввиду бесперспективности таких начинаний. Это заключение спорно. Зато очевидно другое – 89,5 млрд потраченных долларов ушли практически в никуда. Дело не только в неэффективном руководстве, но и весьма вероятно, в коррупции при освоении этих гигантских средств. Не будучи использованы на строительство реальных сооружений, они стали предметом «кормления» многочисленных полуофициальных структур, образовавшихся вокруг денежных потоков. Помимо продажи наркотиков, эти денежные потоки (не только упомянутые выше, но и вообще средства, затрачиваемые западными союзниками в Афганистане) служат важнейшим источником дохода для афганской элиты.
В.В.Сергеев