Проблемы, с которыми столкнулся Европейский союз, наглядно продемонстрировали, что и у интеграции есть оборотная сторона. Финансовый кризис последних лет выявил целый ряд трудностей, с которыми пока что сложно справиться даже такой жизнеспособной, казалось бы, системе, как Евросоюз.
Это во многом относится и к России. Нынешнее руководство страны одной из основных внешнеполитических целей считает создание Евразийского союза. Первые шаги на этом пути уже сделаны: Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Таможенный союз и Единое экономическое пространство.
О преимуществах членства в этих структурах для экономик стран-участниц в последние годы сказано немало. Но об изменениях в жизни обычных граждан трех стран за два года существования ТС упоминается не так часто.
Среди основных плюсов современных интеграционных процессов внутри России, Белоруссии и Казахстана директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, называет новые рабочие места. "Конечно, в первую очередь, это гарантировано для Белоруссии и Казахстана. В меньшей степени, этот аспект имеет значение и для России. К примеру, то, что в последнее время в Москве появилось много белорусских магазинчиков, которые торгуют вполне удовлетворительным товаром, и это также результат интеграции", — добавляет эксперт.
Он обращает внимание и на то, что для предпринимателей трех стран Таможенный союз означает возможность экспортировать и импортировать продукцию, зная, что никогда не появятся пошлины или они, по крайней мере, не повысятся. Позволяет новая структура и переводить предприятия в страны с более благоприятным предпринимательским климатом. За последнее время очень много производств переехало из России в Казахстан, где ниже налогообложение и ниже уровень коррупции.
Похожего мнения придерживается и руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико (Белоруссия). Он уверен, что "простые граждане Белоруссии могут выиграть от того, что для их работодателей, бизнеса и государственных заводов основной рынок сбыта, Россия, становится более открытым. Многие начнут больше зарабатывать, хотя и не так значительно, как об этом заявляют власти".
Тем не менее, похоже, что у Таможенного союза, помимо очевидных преимуществ, есть и подводные камни, с которыми, в первую очередь, сталкиваются жители Белоруссии и Казахстана. Эксперты именно с Таможенным союзом связывают рост цен на многие товары на рынках этих двух стран.
"Минусы острее чувствуют бедняки: в Белоруссии из-за вступления в Союз растет стоимость жизни. Автомобили импортные подорожали в полтора раза, всех пугает тот факт, что цены на продовольствие и базовые услуги вырастут до уровня российских, то есть в полтора-два раза", — отмечает Леонид Заико.
Делягин также напомнил, что руководство Белоруссии, в отличие от Казахстана, не договорилось с Россией о длительном переходном периоде. "В результате, пошлины на ввоз подержанных иномарок были повышены скачкообразно, поэтому Белоруссия в течение полугода ударно покупала иномарки в Европе. Ну и соответственно, происходили ударные траты валют, что усугубило экономические трудности страны".
СМИ Казахстана пишут, что после вхождения в Таможенный союз социально-экономическая ситуация в стане ухудшилась. Ощутимо выросли цены на товары и услуги. В первую очередь, это относится к сахару, растительному маслу, крупам, мясо-молочной продукции, которые подорожали едва ли не в два раза.
Цены на ряд товаров выросли с введением Единого тарифа. Так, до вступления Казахстана в Таможенный союз за автомобиль младше 7 лет на таможне платили 10% стоимости. После введения Единого тарифа ввозить подержанные иномарки стало нерентабельно, что привело к массовому недовольству автовладельцев. Это же относится и к другим товарам, импортируемым на территорию Казахстана из Киргизии и Китая.
Растут цены на топливо и коммунальные услуги. К примеру, казахстанская топливная ассоциация, в которую входит 18 организаций, осуществляющих розничную продажу на внутреннем рынке ГСМ республики, предлагает уменьшить разрыв цен на нефтепродукты между Россией и Казахстаном с нынешних 20-30% до 10%. Разумеется, не за счет снижения цен в России, а за счет поднятия их в Казахстане.
Отдельно стоит отметить, что зачастую казахские покупатели становятся жертвами "предпринимательских игр". "Росбалт" ранее уже писал о том, что некоторые российские бизнесмены закупают выращиваемую в Казахстане гречку, закатывают ее в российскую упаковку и продают в том же Казахстане как продукт российского производства. При этом ее цена в два раза увеличивается. Нельзя исключать, что такие же волшебные превращения происходят с другими товарами.
Все это сказывается, в первую очередь, на малоимущих. Казахстанские эксперты отмечают, что вместе со своими товарами Россия экспортирует и свой ценовой уровень, а вместе с ценами растет и социальная напряженность.
В течение почти двух десятков лет сторонники и противники членства России в ВТО спорили до хрипоты, приводя широкий спектр аргументов. Эти дискуссии не прекратились и сегодня, после официального вхождения России в организацию. Благодаря этим обсуждениям любой желающий может найти массу информации о возможных плюсах и минусах этого членства .
Возможно, пора инициировать и дискуссии о соотношении преимуществ и потерь при создании Евразийского союза и тех интеграционных структур, которые ему предшествуют. Понятно, что о влиянии населения на принятие решений речи нет ни в России, ни в Беларуси, ни в Казахстане. Но предупрежден — значит вооружен. Пока же в интеграционных процессах на пространстве СНГ работает единственная схема: население узнает о последствиях глобальных экономических решений своих правительств лишь тогда, когда эти последствия становятся неотъемлемой (и для многих достаточно неожиданной) частью жизни.
Татьяна Хрулева