Газета "Наш Мир" br> Сегодня быть мусульманином – живя в мусульманском
обществе или в среде иноверцев, на Западе или на Востоке – это значит
находиться в окружении острых вопросов, напряженности, недоверия, а
может быть, и конфликта или войны. И это – глобальный феномен, новая
норма, один из важных факторов формирования внутриобщественных
отношений, политического дискурса и самой политики на местном,
региональном, национальном и международном уровнях.
Не проходит и
недели без того, чтобы «мусульманский вопрос» не затрагивался в самых
разных контекстах – будь то местный скандал, региональный конфликт или
национальные дебаты; о нем вспоминают, говоря о насилии, экстремизме или
буквализме или сообщая о приходе к власти происламских сил (в Тунисе,
Марокко, Египте, за несколько лет до этого в Палестине).
Даже за
рамками этих экстремальных, буквалистских или политических
интерпретаций, ислам превратился в проблему, а глобализация информации
только усиливает мировые коллективные умонастроения, которые,
оправдывают сомнения, недоверие и злословие, с одной стороны, а с другой
– со стороны мусульман – запускают защитную реакцию, которая
варьируется от ощущения себя жертвой до неконтролируемой агрессии.
Одним
словом, сейчас трудные времена для мусульман, они должны противостоять
многим трудностям и справиться со многими проблемами как местного, так и
мирового масштаба.
Повсеместно царит путаница, кажется, что все
связано и перемешано в бесконечном потоке сообщений СМИ, которые
практически уже не поддаются анализу и расшифровке.
ФИФА наконец
признала хиджаб, а Франция упорно продолжает его запрещать; на улицах
Лондона идут антишариатские демонстрации, против применения исламского
закона протестуют и американцы; во Франции уволили четырех вожатых за
соблюдение поста в Рамадан (впрочем, позже их снова приняли на работу); в
Нидерландах мусульмане стали мишенью для откровенной клеветы… и ко
всему этому прибавьте постоянное вещание СМИ и информацию из Интернета,
которые бессчетное количество раз отражают все события мусульманского
мира: подъем политического ислама, арабские восстания, накал гражданской
войны в Сирии, палестино-израильский вопрос, суннитско-шиитскую
напряженность, забрасывание камнями буквалистов-салафитов в Мали,
призывы к строгому соблюдению шариата в Пакистане, Малайзии и некоторых
монархиях Персидского залива. А как не вспомнить о преследованиях
мусульман в Китае, а теперь и в Бирме, а также разногласиях на
религиозной почве в ряде африканских и азиатских стран.
Достаточно
просто наблюдать за происходящим в мире и обществах, чтобы столкнуться с
исламским вопросом: он лежит в сердце проблемы мира в регионах,
отношений между цивилизациями, таких вопросов как секуляризация,
идеологический выбор, определяет модели госструктур, связи между
региональными культурами и глобализацией, состояние и будущее
гражданского общества, положение женщин и граждан.
Проблему
нельзя игнорировать: сейчас вопрос ислама стоит перед каждым
ответственным человеком, и он должен взвесить все доказательства,
сделать выводы и занять определенную позицию.
Влиятельным лобби и
заинтересованным группам выгодно сохранять это идеологическое и
информационное давление, они не скрывают своего намерения сделать из
ислама угрозу, а из мусульман – непонятных и опасных существ.
Достаточно
хотя бы вспомнить слова Давида Йерушалми (David Yerushalmi) (зачинщика
антишариатской кампании в США): даже если попытка принять закон против
шариата не удастся, очень важно раздуть шумиху, посеять семена раздора и
убедить среднего гражданина в том, что ислам опасен. Возможно,
сокрушительный провал антиисламской кампании может оказаться
оглушительным успехом просто потому, что удалось наделать столько шума.
Та
же логика объединяет популистов многих стран, тщательно спланированные
медиа-кампании в отношении мусульманских стран строятся по тому же
принципу. Полнейшее молчание большинства западных СМИ по поводу
авторитарных режимов Бен Али или Мубарака (когда они были при власти)
моментально сменилось шумной поддержкой будущих демократий с точно
продуманным акцентом на правах женщин, гомосексуалистов и религиозных
меньшинств. Причем, этот самый вопрос никогда не задавался диктаторам, и
об этом едва осмеливались заговорить вслух при союзниках из Персидского
залива. По сути, повсеместно имеет место чисто идеологический подход
СМИ и манипулирование информацией.
То, что мы описываем, ни в
коем случае не является «мировым заговором» против ислама или мусульман,
как многим может показаться. Действительно, центры идеологических
интересов существуют, но точно также ясно, что медиа-машина и
политические реакции, которые она порождает, создают порочный круг.
Скандал
возбуждает любопытство публики, оно дает пищу для популистских
стратегий, которые, в свою очередь, формируют краткосрочную предвыборную
тактику, после чего СМИ остается только подыгрывать гарантированной
аудитории. В эпоху высоких технологий, с ее непрестанной обработкой
информации и глобальной конкуренцией, ислам – источник прибыли. В этом
нет сомнений: ислам позволяет сделать деньги, много денег. Но при этом
развитие ислама, зажатого между молотом и наковальней идеологических
манипуляций и логики капитализма, тормозится, если не сказать
останавливается, и это не может не сказываться на судьбах людей.
Можно
ли из этого выкарабкаться? Прежде всего, как мы можем избавиться от
психологии вечной жертвы, когда мировые СМИ и политические цунами,
превращая ислам в глобальную угрозу, стирают все на своем пути?
Парадоксально,
но наша ситуация не просто отрицательна, но и включает в себя ряд
элементов, которые мы должны преодолеть и идти дальше. Когда люди задают
вопросы об исламе и мусульманах – иногда совершенно ничего о них не
зная – последним представляется прекрасная возможность пояснить,
научить, вовлечь в диалог. Если то, как они выглядят в глазах мира
является проблемой – из-за одежды, имен, цвета кожи (или региональных
конфликтов), это не значит, что они должны показываться на глаза как
можно меньше, наоборот – стоит дать разглядеть себя получше. Современная
эпоха зовет мусульман к глобальному джихаду знаний, просвещения,
диалога, общения и сопротивления. Джихаду спокойствия, мира, ненасилия,
джихаду свидетельства. Наша отправная точка – это самопознание,
самокритика, избегающая заблуждения крайних интерпретаций и
самобичевания.
Должно возникнуть мусульманское сознание,
сознание, которое со всей ясностью заявляет, что ислам, а что – не ислам
(при полном уважении разнообразия и плюрализма), осуждает лицемерие,
как наше собственное, так и корыстных или популистских идеологий.
Открытое сознание, способное отвечать на законные вопросы большинства,
которое пытается понять; смелое сознание, способное дать отпор расизму
меньшинства, обманывающего и манипулирующего.
Мы должны взять на
себя обязательства на личном, местном, национальном и международном
уровне. Силы, которые на сегодня сделали ислам проблемой, поставили
рядом с этим понятием знак вопроса. И теперь от мусульман зависит, как
ответить на этот вопрос.
|