Суд баварского города Хоф объявил о начале рассмотрения жалобы, поданной врачами местной клиники на раввина Давида Гольдберга. Житель Хофа обвиняется в более чем 3 тыс. случаев нанесения телесных повреждений несовершеннолетним в четырех странах Европы. Именно так в жалобе квалифицированы операции по обрезанию, которые Гольдберг производил по роду своей деятельности. Дело раввина, несомненно, подольет масла в огонь разгорающегося международного скандала, вызванного начатой в Европе кампанией по борьбе с обрезаниями.
Немецкие врачи просят если не возбудить против Гольдберга уголовное дело, то, по крайней мере, запретить ему производить подобные операции, которые, по их мнению, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей. При этом заявители ссылаются на судебный прецедент – вынесенное в конце июня решение суда города Кёльн. В нем рассматривались обвинения в адрес мусульманского врача, который неумело сделал обрезание четырехлетнему мальчику. В результате у ребенка развилось сильнейшее воспаление и кровотечение. Его жизнь пришлось в буквальном смысле спасать. В итоге суд запретил этот обряд для детей, постановив, что здоровье ребенка дороже любых религиозных норм и традиций. При этом суд вовсе не запретил обрезание как таковое. Немецкие служители Фемиды пришли к выводу, что право на свободу вероисповедания не будет нарушено, если родители дождутся, чтобы ребенок достиг совершеннолетия и самостоятельно решил, хочет ли он проходить обрезание. Однако все равно в глазах многих это решение стало первым случаем в современной истории немецкой судебной системы, когда религиозный обряд был фактически объявлен преступлением.
Следует отметить, что по религиозным канонам обряд обрезания у иудеев проводится на 8-й день после рождения младенца, а у мусульман – как правило, в возрасте до 13 лет. Разумеется, никто не запрещает проводить этот обряд в зрелом возрасте. Во многих мусульманских странах Африки, например, обрезание проводится уже взрослым мужчинам. Тем не менее мусульманские и еврейские организации Западной Европы, обычно мало в чем согласные друг с другом, проявили редкостное единодушие. Они резко раскритиковали попытки запретить религиозное обрезание, подписав совместную гневную петицию, адресованную немецким властям. Выражая общее мнение подписантов, глава Центрального еврейского совета Германии Дитер Грауман назвал решение суда Кёльна «вызывающим озабоченность вмешательством в дела религиозных общин».
Особенно не понравилось местным мусульманским и еврейским организациям то, что после решения германского суда идею запрета на обрезание начали всерьез рассматривать в Дании, Норвегии и Финляндии. Некоторые политики видят в подобном запрете средство против «исламизации» этих стран. Организация Исламский центр уже пригрозила свернуть свою деятельность в Норвегии, если разговоры о признании обрезания нарушением прав ребенка перейдут в практическую плоскость. А главный раввин Дании Бент Лекснер даже заявил, что если запрет вступит в силу, «датские евреи должны будут собрать чемоданы и положить конец 400-летней еврейской истории в Дании».
Впрочем, одними только мусульманами и евреями армия недовольных решением суда Кёльна не ограничивается. На события в Европе отреагировали американские конгрессмены, выразившие глубокую озабоченность запретом детского обрезания в Старом Свете. Дело в том, что большинство мужского населения США, отнюдь не относящееся к евреям и иудеям, подвергаются этой процедуре, причем, именно в младенческом возрасте. Традиция обрезать крайнюю плоть появилась в Америке 140 лет назад. Тогда она считалась одним из действенных способов предотвращения множества заболеваний, начиная от половой дисфункции и кончая депрессией и эпилепсией. Обрезание первоначально было распространено среди богатого населения страны. Это был признак достатка. Сейчас подобная традиция, передающаяся из поколения в поколение, помимо Америки, широко распространилась в большинстве англоязычных стран – Канаде, Австралии, Новой Зеландии и, конечно, Великобритании, где она, как считается, впервые и возникла в местных протестантских общинах.
Вероятно, под подобным представительным международным давлением власти Германии все-таки пойдут на попятную. Не исключено, что вопрос о религиозном обрезании будет рассматриваться в конституционном суде страны. А главный ашкеназский раввин Израиля Иона Мецгер, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель, вообще оптимистично заявил, что бундестаг скоро примет специальный закон, разрешающий обрезания. Ведь, как не устают говорить противники запрета этой операции, вердикт кёльнских судей по сути своей является бессмысленным, так как обречен на невыполнение. Тот же раввин Гольдберг уже заявил, что никакие решения, принятые светским судом, не заставят его отказаться от своих обязанностей.
Наталия АМАНОВА