К 2020 году Газа больше не будет "пригодна для жизни", если не принять срочных мер по улучшению водоснабжения, энергетики, здравоохранения и образования. Об этом говорится в объемном отчете Организации Объединенных Наций по ситуации в палестинском прибрежном анклаве, который был опубликован в понедельник, 27 августа.
"Действия должны быть приняты сейчас, чтобы Газа оставалась пригодным для жизни местом в 2020 году, хотя жить там трудно уже сейчас", - отметил координатор ООН по оказанию гуманитарной помощи Максвелл Гейлард в беседе с журналистами после публикации отчета.
Пять лет израильской блокады при поддержке Египта, и жизнь под жестким правлением одной группировки (ХАМАСа) просто ужасны. При этом население сектора Газа, насчитывающее 1,6 млн. человек, по прогнозам, в последующие восемь лет увеличиться еще на 500.000 жителей, говорят авторы самого обширного доклада ООН о ситуации на территориях.
По статистике, население Газы одно из самых молодых в мире: 51 процент жителей анклава - люди в возрасте до 18 лет.
"Меры, касающиеся фундаментальных аспектов жизни – вода, канализация, электричество, образование, здравоохранение - должны быть приняты прямо сейчас", - убежден Гейлард.
Напомним, с лета 2007 года сектор Газы находится под контролем исламистской организации ХАМАС, вооруженного политического движения, которое отвергает постоянный мир с Израилем. В настоящее время Израиль не поддается международному давлению, с помощью которого пытаются снять блокаду с Газы, главный аргумент Иерусалима – блокада препятствует доставке оружия боевикам ХАМАСа.
В Газе нет аэропорта и морского порта – они давно разрушены. На границе существует постоянная напряженность, с частыми столкновениями – на ракетные и минометные обстрелы из сектора Газы Израиль отвечает ударами с воздуха.
Тем не менее, власти Израиля в середине 2010 года частично сняли и ограничения и ослабили блокаду, после чего экономика сектора Газы начала понемногу подниматься. Реальный ВВП в первой половине, по оценкам экспертов, увеличился в 2011 году на 28 процентов, в то время как безработица снизилась до 28 процентов в 2011 году с прежних 37%.
Однако в докладе, к составлению которого были привлечены специалисты из нескольких агентств ООН, отмечается, что в течение последующих восьми лет рост экономики анклава будет медленным, так как текущая изоляции сектора Газы делает ее (экономику) по существу нежизнеспособной.
Люди на узкой прибрежной полосе живут в основном за счет помощи ООН, иностранного финансирования и "тоннельной экономики". Через туннели, в частности, идет доставка из Египта продуктов питания, строительных материалов, электроники и автомобилей.
Помимо сети туннелей, импорт идет в Газу и через Израиль. Данные ООН показывают: в сентябре 2011 года, например, 46.500 тонн строительных материалов поступили в сектор Газы через КПП Керем Шалом из Израиля, в это же время через туннели протащили тех же стройматериалов – 90.000 тонн.
Но контрабандная торговля не является решением базовых проблем. Роберт Тернер, директор агентства ООН по гуманитарной помощи и организации работ (БАПОР), рассказал, что сектору Газы к 2020 году понадобится 440 новых школ, 800 новых больничных коек и более 1.000 дополнительных врачей.
Гейлард призвал международных доноров увеличить свою помощь населению, которое на 80 процентов зависимо от поступлений извне.
Отсутствие чистой питьевой водой является самой большой нынешней проблемой, подчеркнул Жан Гоф из ЮНИСЕФ. В докладе говорится, что к 2020 году потребность анклава в воде возрастет на 60 процентов, в то время как сейчас необходимо предпринять срочные действия для защиты существующих водных ресурсов.
К 2016 году водоносный горизонт в секторе Газы может стать непригодным. Палестинцы уже бурят все глубже и глубже, чтобы достичь грунтовых вод. Есть необходимость в большем количестве опреснительных установок. Планируется построить завод по опреснению морской воды стоимостью в 350 млн. долларов.
По данным ООН, лишь четверть сточных вод Газы очищаются, остальные сбрасывается в Средиземное море.
Кроме того, есть серьезные проблемы с электроэнергией и топливом.