Человек, стоящий в центре огромного стадиона, нажимает на кнопку старого компьютерного терминала, и в темноте перед глазами миллиарда зрителей по всему миру вспыхивает сообщение: «Это для всех».
Это был сэр Тим Бернерс-Ли, который работал над созданием Всемирной паутины, а затем уступил контроль над ней другим. Этот эпизод экстравагантной церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне наглядно продемонстрировал, каким образом его изобретение запустило цифровую революцию, - настолько же значительную, как и предшествовавшие ей промышленная и социальная революции.
Спустя два десятилетия после его открытия будущее цифрового мира стало предметом напряженных споров: многие гадают, будет ли он на самом деле доступен всем.
В декабре 2012 года в Дубае состоится Всемирная конференция по вопросам международной коммуникации, где будет принят ряд правовых норм, регулирующих интернет – всемирную сеть, которая уже соединяет более двух миллиардов человек, число пользователей которой ежедневно увеличивается на 500000 человек и которая стала основой для паутины, созданной Тимом Бернерсом-Ли.
Технически на конференции будут обсуждаться международные соглашения, призванные регулировать телекоммуникации, однако некоторые предложения выходят за рамки того, что многие пользователи считают достаточным уровнем контроля интернета.
Эта борьба уже давно ведется за закрытыми дверями зала заседания Международного союза телекоммуникаций (ITU) – одного из агентств ООН. Западные государства, в частности - США и страны-члены Евросоюза, не хотят предоставлять ITU дополнительные полномочия, поскольку это может оказать косвенную поддержку диктаторским режимам Ближнего Востока, Восточной Европы и Азии. Эти режимы часто обвиняются в использовании возможностей контроля сети для преследования политических диссидентов.
«Если бы несколько лет назад были приняты новые правила, позволяющие усилить контроль над интернетом, «арабская весна» не наступила бы, - сказал один влиятельный дипломат Евросоюза.- Интернет необходимо оставить свободным и нетронутым, чем меньше мы в него вмешиваемся, тем лучше».
Большинство споров разразится вокруг формулировок правовых норм, которые должны принять на конференции в Дубае. Некоторые из предложений, которые были опубликованы ITU и с которыми уже успели ознакомиться государства-члены этой организации, по мнению многих, создают благоприятную среду для правительственного вмешательства в содержание и возможности доступа к интернету. Из-за расплывчатости формулировок у правительств будет возможность блокировать все, что угодно – от спама и до предположительно незаконных материалов политического характера.
Сторонники свободной сети стараются избегать расплывчатых формулировок, касающихся национального суверенитета и безопасности, которые можно будет использовать в качестве ширмы для узаконивания цензуры, тайного наблюдения и блокирования сайтов.
«За многими из предложений стоят благие намерения, однако они также могут стать правовой почвой для ограничения свободы слова»,- заявил Винт Серф (Vint Cerf), которого в Google часто называют «главным евангелистом интернета».
По словам представителей некоммерческой группы Internet Society, чисто технические (на первый взгляд) предложения, касающиеся имен, номеров и распределения адресов вебсайтов, могут превратиться в инструменты для уничтожения свободы и открытости.
«На кон поставлено будущее интернета,- говорит г-н Серф.- Некоторые страны стремятся усилить национальный контроль над интернетом. Неудивительно, что за этим стоят авторитарные режимы, в первую очередь - Россия и Китай».
В действительности, рекомендации, которые будут приняты на конференции в Дубае, вряд ли смогут серьезно повлиять на ситуацию в большинстве авторитарных государств. В таких странах, как Иран и Северная Корея, существует жесткая цензура или полный запрет на интернет. В августе список запрещенных слов в Китае пополнился, и в него было включено имя Гу Кайлай – жены Бо Силая, который до недавнего времени был одним из самых влиятельных чиновников в стране. За убийство она была приговорена к смертной казни с отсрочкой.
Если не брать в расчет опасения, касающиеся политики и прав человека, дискуссии относительно прав собственности на интернет имеют коммерческую подоплеку.
Самые горячие сражения между представителями 193 государств, которые должны принять участие в конференции в Дубае, развернутся вокруг вопроса о том, стоит ли позволять телекоммуникационным группам взимать плату с поставщиков электронного контента за доступ к их сетям.
Некоторые телекоммуникационные компании все чаще выражают свое недовольство механизмами работы интернета. По их мнению, они берут на себя тяжелую работу по созданию физической инфраструктуры и при этом не имеют доступа к цифровым золотоносным источникам, которые помогли таким компаниям, как Google, заработать гигантские состояния. Как однажды выразился руководитель одной из телекоммуникационных компаний, они взяли на себя все расходы по строительству дорог в надежде увидеть возврат своих инвестиций. А теперь «производители автомобилей» хотят сделать сеть бесплатной.
Некоторые телекоммуникационные компании хотят получить право взимать плату с провайдеров высокоприбыльного контента взамен на гарантии бесперебойной работы инфраструктуры. Многие западные политики и интернет-активисты враждебно относятся к идее взимания платы, называя это своеобразным «налогом» на интернет. Скрытая угроза в данном случае заключается в том, что телекоммуникационные компании могут снизить скорость вебсайтов, что повысит шансы граждан второго сорта в новом цифровом мире.
Учитывая эти политические и коммерческие разногласия, неудивительно, что генеральный секретарь ITU доктор Хамадун Туре (Hamadoun Touré) признает, что на конференции в Дубае могут разгореться нешуточные споры.
Он надеется, что на этой конференции участникам удастся принять «Десять заповедей» или универсальных правил всемирных коммуникаций. По его словам, эти заповеди должны не просто устанавливать нормы и правила, они «должны подготовить базу для конкуренции, инноваций и экономического роста». Но даже упоминание об экономике в спорах вокруг интернета может показаться предосудительным тем, кто считает сеть оплотом свободного рынка и гарантом свободного общества.
В последний раз члены этой группы собирались для пересмотра международных норм телекоммуникации в 1988 году, когда интернет находился на стадии становления, и, по словам доктора Туре, эти нормы требуют доработки.
«В 1988 году у нас был только голос,- сказал он в беседе с репортерами Financial Times.- Теперь время, расстояние и место не имеют значения… Кому-то нужно проложить эту дорогу».
Он отвергает точку зрения о том, «что ООН пытается захватить власть над интернетом», добавляя, что необходимо вести совместную работу. «Все заинтересованные лица должны принимать участие в этой работе. Именно благодаря этому телефон, сделанный в Китае, работает в Бразилии. Дать определение – это уже проблема… поэтому нам необходимо работать под общим знаменателем, согласно единым нормам. Мы не имеем права на ошибки».
Однако некоторые участники этой конференции хотят сохранить статус кво. По их мнению, ITU пытается обманом расширить сферу своего влияния путем выхода за пределы традиционной области телекоммуникаций и, таким образом, позволить посторонним интересам установить свой контроль над интернетом.
Расширение юрисдикции ITU на новую сферу интернета может привести к «чрезвычайно нежелательным» результатам, как утверждает Тони Рутковский (Tony Rutkowski), эксперт в области интернета, помогавший в организации конференции 1988 года.
По его словам, некоторые делегаты преследуют «экстремальные цели» по различным соображениям религиозного, политического и общественного характера.
***
Нейтралитет сети, вероятнее всего, окажется самым болезненным вопросом. Эта проблема лежит в основе споров о том, могут ли телекоммуникационные компании брать плату с провайдеров контента.
Правительства ряда европейских стран в настоящее время рассматривают законы о сохранении нейтралитета сети, однако представители телекоммуникационной индустрии считают, что это может помешать им поддерживать физическую инфраструктуру интернета в финансовом смысле.
«Нейтралитет сети – это как единый размер для всех. И знаете что? Единый размер подходит далеко не всем»,- говорит Бен Ферваайен (Ben Verwaayen), генеральный директор компании Alkatel-Lucent. По его словам, телекоммуникационные компании – это недостающее звено в цепочке добавленной стоимости между провайдерами контента и производителями электронного оборудования.
Телекоммуникационная инфраструктура нуждается в увеличении инвестиций, чтобы иметь возможность удовлетворять требования для передачи данных, объем которых ежегодно удваивается даже в таких странах, как Соединенное Королевство и США. Учитывая то, что к интернету подключается все больше жителей Африки и Азии, опасения, что существующая инфраструктура может не выдержать такой нагрузки, вполне оправданы.
Доктор Туре отмечает необходимость гарантированных инвестиций в будущем, что может показаться многим молчаливой поддержкой позиций крупных телекоммуникационных групп. «Кто будет выстраивать сеть? Разве она сможет развиваться без инвестиций? Нет».
Etno, лоббистская организация, действующая в интересах крупных европейских телекоммуникационных операторов, предложила, чтобы ООН признала за ними право взимать плату с провайдеров контента за приоритезацию трафика. Председатель правления Etno Луиджи Гамбарделла (Luigi Gambardella) утверждает, что доходы операторов необходимо привязать к инвестиционным нуждам, диктуемым ростом интернет-трафика.
Стефан Ришар (Stéphane Richard), генеральный директор France Telecom, отвергает предположение о том, что это может оказаться «налогом» на интернет. «Я думаю, что наше деловое положение действительно не позволяет нам взимать такой налог с компании Google или любого другого крупного поставщика трафика».
Тем не менее, как утверждают критики, это может означать, что те, кто не платят телекоммуникационным компаниям, могут оказаться в «медленной правой полосе». Некоторые также озвучивают опасения, что это потребует учреждения некоторого надзорного органа, а это в свою очередь может привести к злоупотреблениям.
Даже с учетом сказанного выше, представители Etno полагают, что они могут рассчитывать на поддержку стран Азии и Ближнего Востока и что у них уже есть сторонники в лице Северной Америки и Европы, несмотря на первоначальные опасения в правительственных кругах.
Европейская комиссия до сих пор размышляет над тем, каково ее место в этих коммерческих отношениях. Еврокомиссар по вопросам развития цифровых технологий Нили Кроес (Neelie Kroes) сообщила FT, что «в рамках коммерческих переговоров необходимо рассмотреть целый ряд вопросов и создать фундамент для инвестиций, которые позволят всем участникам цепочки добавленной стоимости извлекать выгоду из огромного потенциала роста онлайн-экономики».
Однако, по словам г-на Серфа, эти ценовые структуры противоречат принципам интернета, поскольку они могут препятствовать инновациям. «Когда Ларри Пейдж и Сергей Брин запустили Google, им не нужно было заключать договор с каждым провайдером интернет-услуг в мире. Это напоминает мне такую модель поведения, когда к вашему виску приставляют пистолет и говорят: «Вы зарабатываете кучу денег. Делитесь с нами». Альтернативой этому является здоровая конкуренция и совершенствование собственных дополнительных услуг».
***
По мнению многих экспертов, конференция в Дубае может оказаться безрезультатной.
Все государства-члены ITU имеют право голоса, и внутри этой организации в настоящее время уже существуют сложные пакты, за которыми стоят влиятельные страны, однако доктор Туре настаивает на том, что в период срока его полномочий решения будут приниматься только с согласия всех участников.
«Ни одно предложение не будет принято, если не будет консенсуса», - добавляет он.
Тем не менее, по мнению многих наблюдателей, это будет невозможно, учитывая масштабы споров, разгорающихся вокруг предложений, поэтому лоббисты сейчас поговаривают о том, что обсуждение противоречивых предложений, касающихся управления интернетом, будет отложено до следующего года.
Евросоюз решительно настроен не предоставлять ITU дополнительных полномочий в вопросе регулирования интернета в целом.
Такая позиция Евросоюза перекликается с Первоначальными предложениями США, опубликованными 3 августа, где говорится, что Вашингтон будет препятствовать любым попыткам расширить полномочия ITU в вопросах управления и контента интернета. В июне Роберт Макдауэлл (Robert McDowell), специальный уполномоченный Федеральной комиссии по коммуникациям, заявил, что расширение контроля над интернетом необходимо остановить. «Учитывая потенциальные возможности стремительного роста, предложенные поправки, которые выглядят незначительными сегодня, могут оказаться смертельными для роста благосостояния и распространения свободы завтра», - заявил он.
Свободы, которые ограничиваются в процессе совершенствования инструментов контроля
Как пишут Дэниэл Томас (Daniel Thomas) и Кэтрин Хилл (Kathrin Hille), интернет - вовсе не такой свободный, как может показаться многим жителям западных стран. Правительства все большего количества государств пристально следят за использованием сети внутри своих стран – и это касается не только авторитарных режимов, которые занимают активные позиции в вопросах контроля интернета.
Нагляднее всего подобные ограничения видны в странах Азии и Ближнего Востока. Интернет-пользователи в Китае, к примеру, не могут войти на зарубежные сайты, а уровень цензуры на собственных китайских сайтах значительно вырос за последние три года.
Для блокирования любой предположительно вредоносной иностранной информации в Китае используется принцип фильтрации по ключевым словам. Обойти такую цензуру можно, однако рычаги внутреннего контроля становятся все более вездесущими: цензоры работают как на административном уровне, так и на уровне различных интернет-сервисов, - таких, как блоги, поисковики и чаты. Ни один пользователь не может скрывать свою личность долгое время. Практически ежедневно к списку запрещенных ключевых слов добавляются все новые сочетания: их ввод в строку поиска либо не дает никаких результатов, либо приводит к зашифровыванию или уничтожению постов в микроблогах.
Иран сделал еще один шаг на пути контроля: правительство страны планирует полностью блокировать доступ к мировой паутине в пользу собственной внутренней сети. По словам иранских чиновников, это поможет предотвратить кибератаки и шпионаж, за которыми стоят иностранные государства, но многие считают, что это также будет способствовать ведению онлайн-наблюдения за деятельностью врагов режима. Многие правозащитники уже обвиняют Тегеран в фильтрации и контроле интернет-трафика.
Другие государства Ближнего Востока тоже фильтруют контент и блокируют доступ к запрещенным сайтам, в особенности тем, на которых можно найти информацию о протестном движении в регионе, получившем название «арабской весны».
Высказывания в пользу установления подобного контроля звучат и в развитых государствах. К примеру, правительство Австралии выдвинуло предложение о создании системы фильтрации, которая могла бы блокировать веб-адреса и сайты с определенными доменными именами.
На коммерческом уровне многие обвиняют европейские телекоммуникационные группы в ограничении скорости доступа к приложениям, позволяющим мгновенно обмениваться сообщениями, - таким, как Skype, поскольку они угрожают бизнесу основных предоставителей услуг мобильной связи.
Крупные компании в сфере технологий тоже не являются исключениями в вопросах создания ограничений вокруг своих приложений и устройств. Одним из примеров является компания Apple, представители которой недавно заявили, что они намереваются исключить картографический сервис Google и сервис YouTube, позволяющий обмениваться видеоматериалом, из списка приложений, доступных на ее электронных устройствах.