Шотландские националисты ставят на нефть и... мусульманскую диаспору.
Сегодня будущее Великобритании столь же непроглядно, как утро на Туманном Альбионе. Мечта о независимой Шотландии бессмертна, как и герой киноэпоса о бессмертном горце Маклауде. После 300 лет сожительства с англичанами в одном государстве, шотландцы как никогда близки к возобновлению собственной государственности. В Эдинбурге полным ходом идет кампания «Да Шотландии!». Цель - поддержать референдум о выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства.
Как прожить без виски и гроатов?
Однако, по опросам, две трети населения севера Туманного Альбиона убеждены: Шотландия не сможет прожить на продаже одного виски и без финансовой помощи Лондона.
Например, непонятно, как будет выглядеть валюта независимой Шотландии. Английский фунт стерлингов Лондон наверняка оставит только себе. А введение собственной валюты - старинных шотландских гроатов, бобби или мерков грозят мгновенно обрушит весь рынок.
В свою очередь глава королевского МВД Тереза Мэй, уже пригрозила ввести паспортный контроль, если шотландцы захотят пожить врозь. И многие испугались. Огромный количество шотландцев ездят на работу в Англию. И это ответ на высокую безработицу дома.
Ко всему прочему глава британского МИДа намекнул, что в случае отделения Шотландии посольства Соединенного Королевства прекратят бесплатно рекламировать и продвигать шотландский виски. А ведь шотландцы очень рассчитывают строить свою независимую жизнь и на доходах от национального алкоголя. В 2011 году регион заработал на экспорте виски около 3 миллиардов фунтов стерлингов ($ 4,65 млрд).
Поэтому общественное мнение в Англии показывает: согласных с отделением северного региона здесь больше, чем в самой Шотландии. Дескать: «Живите, как хотите... если сможете».
Но, страшнее всего для благодушных англичан конечно не Шотландия, сама тенденция. Ведь вслед о независимости могут заговорить и Уэльс, и Корнуолл. Поэтому официальный Лондон начал и свою пропагандистскую кампанию - против отделения Шотландии. Сам референдум пока запланирован на осень 2014 года.
Согласно обещаниям националистов через 3 года после обретения независимости Эдинбург превратиься не то, что в город-сад, а в столицу процветающей европейской страны.
«У Шотландии есть талант и потенциальные возможности стать одним из наиболее процветающих народов в 21 веке. Мы равняемся на успехи независимой Норвегии, согласно данным ООН – наилучшим местом для жизни в мире. В независимой Шотландии, мы будем иметь возможность развиваться и расти. Мы можем придать нашей стране конкурентоспособность», – провозглашает манифест Шотландской национальной партии (SNP).
Алекс Сэлмонд, лидер SNP, заявляет, что независимость Шотландии достижима в обозримом будущем. Благо пример независимой Ирландии – через пролив: после того как эта страна вступила в Евросоюз, туда хлынули инвестиции и извечная проблема британской периферии – безработица – фактически исчезла как явление.
Не футболом, а нефтью!
В последние десятилетия чуть ли не единственным шансом отомстить англичанам за все века их надменного правления оставался футбол. Точно так же, как это было в СССР, когда единственным дозволенным проявлением украинского национализма были матчи киевского Динамо с московскими командами.
«Футбольный матч – это единственная возможность повернуть историю вспять и разбить нос давнему обидчику, – говорит Джеймс Кэмпбелл, шотландский писатель, который как раз выступает против независимости. – Это несбыточное желание свести счеты с врагом, которого, если хотите, уже давно нет. Потому-то, мне кажется, шотландцы еще тысячу лет не смогут изжить свою жажду мести».
Возможно, шотландцы так бы и продолжали столетиями разбираться с англичанами на футбольных полях, если бы в 1970-е годы не получили в свои руки более весомый аргумент – поля нефтяные. Открытая в Северном море у побережья Шотландии нефть по решению правительства досталась транснациональным компаниям и доходы от нее потекли не в Эдинбург, а в Лондон. Именно с этого началось в Шотландии движение за независимость.
Шотландские националисты собираются в первую очередь перенастроить экономику под нужды собственной страны. В последние 10 лет экономическая политика Лондона отдавала предпочтение крупному бизнесу, и шотландские небольшие компании не могли вытянуть экономику региона, где наблюдался застой. Население, особенно молодежь, массово эмигрировало в Англию.
Профессиональный экономист Алекс Салмонд обещает своим избирателям новые рабочие места, низкие налоги на прибыль, упрощенную систему регулирования малого и среднего бизнеса и, конечно же, вернуть шотландцам доходы от североморской нефти. Сегодня около $ 20 млрд налоговых доходов от нефтегазовой отрасли уходят в Лондон.
В области нефтедобычи шотландцы собираются поступать по примеру Норвегии, которая снизила налоги и привлекла международных нефтедобытчиков на разработки новых месторождений. Доходы от нефтяного сектора шотландские националисты собирается откладывать в специальный стабилизационный фонд, который за десять лет может собрать до $ 180 млрд.
В последние несколько лет активисты SNP ездят по небольшим и успешным странам ЕС, таким как Эстония и Ирландия, и перенимают их опыт ведения бизнеса. А крупные национальные бизнесмены, такие как банкир Джордж Мэтьюсон, экс-глава Royal Bank of Scotland, прямо финансируют националистическую деятельность.
В ответ противники независимости указывают на то, что экономика современной Шотландии субсидируется из Лондона. Однако националисты как раз и мечтают избавиться от этой опеки. Причем в своей кампании они успешно используют не только традиционные шотландские бренды, но и актуальные современные проблемы, такие как интеграция мусульманской диаспоры.
Творим намаз в килте
Шотландцы в своем национализме не зацикливаются на родных их сердцу национальных юбках-килтах. Проповедуя за желанную независимость, они в одной руке держат волынку, а в другой... – Коран.
Великобритания, как и другие европейские страны, испытывает серьезные проблемы с мигрантами из мусульманского мира. Причем на Альбионе почитатели пророка Магомета – одни из наименее интегрированных в светское европейское государство.
«Британские власти замечают, что значительная часть граждан-мусульман озлобленны, обособленны и опасны, – пишет Foreign Affairs - влиятельный американский журнал (издаваемый Советом по внешним отношениям США) о международных отношениях. –
81% английских мусульман заявили, что они, в первую очередь мусульмане (во Франции – 41%), и только во вторую – англичане».
Другое дело – шотландцы. Для них некоренное население – отличный объект пропаганды отделения от ненавистной английской системы. На сайте SNP www.snp.org предвыборный партийный манифест выложен не только на шотландском и английском языках, но и на польском, китайском и урду, на котором говорят переселенцы из Пакистана.
Стать депутатом Голируда (неформальное название Шотландского парламента) может даже бывший пакистанский водитель автобуса. Ныне Башир Ахмад, приехавший из Пакистана в Шотландию в 21 год – процветающий бизнесмен. В 1995 году он организовал движение Шотландских азиатов за независимость. И SNP стала первой партией в Шотландии, которая направила в парламент выходца из Азии. Ахмад был заявлен вторым в партийном списке националистов по региону Глазго и в любом случае проходил в Голируд.
«Отсутствие каких-либо азиатов или голосов этнических меньшинств в шотландском парламенте было очень чувствительным в моей общине. Но члены SNP сделали первый большой шаг на пути исправления этой несправедливости», – говорит голос мусульманской Азии в «Святом Кресте» (именно так переводится с шотландского название парламента).
В итоге сегодня идеи шотландских националистов доступны не только для тех, кто не знает их языка, но и для тех, кто учил английский в школе начиная со словосочетания the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. А ведь может быть скоро в учебниках на упрощенном английском появится цитата из манифеста SNP: «Scotland would no longer be part of the United Kingdom».
А поскольку свою кампанию националисты построили на проевропейской платформе, будущую Шотландию они видят в качестве полноправного члена ЕС. Соответствующая работа уже активно ведется. Многие британские СМИ регулярно публикуют отчеты о том, как учитываются шотландские интересы в ЕС, которые правительство Шотландии лоббирует еще до обретения формальной независимости.
Георгий Попов