Современная военная политика Китая направлена на обеспечение главной национальной стратегической задачи - создание модернизированной державы, которая займет доминирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Амбиции Поднебесной, скорее всего, не ограничиваются установлением своего лидирующего положения в регионе - Китай стремиться стать равным по политическому, экономическому влиянию и военной мощи, ведущим мировым государствам. Власть Поднебесной реализует эту цель путем мобилизации всех возможных ресурсов: национальных и мировых.
Ключевым тактическим направлением общей задачи является создание мощных вооруженных сил, способных защитить страну от внешней угрозы. Одновременно власть КНР считает, что у сильных держав границы жизненного пространства всегда выходят за пределы их территорий: этим КНР оправдывает наличие у нее территориальных претензий к соседним странам. Основу военной политики Китая составляет постулат Дэн Сяопина, суть которого в том, что Китай не должен ввязываться в открытое военное противостояние, а делать ставку на экономическую и демографическую экспансию. Но ни один эксперт не даст гарантию того, что при критической военно-политической ситуации в регионе Китай не воспользуется своими вооруженными силами. Обладая ядерным оружием, Китай считает, что вероятность глобальной ядерной войны крайне мала. Свои стратегические ядерные силы Поднебесная рассматривает только как инструмент сдерживания, хотя арсенал этого оружия у Китая внушительный: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты на подлодках, баллистические ракеты средней дальности. Очевидно, по мнению экспертов, военная политика КНР при возникновении военных конфликтов все же будет сводиться не к разгрому противника, а навязыванию ему своих условий мира.
Программа модернизации вооружения, которую в настоящее время осуществляют власти КНР, сводится к оснащению армии высокотехнологичным и высокоточным оружием. С целью перехода армии КНР от количественного преимущества над противником к качественному планируется провести следующие мероприятия:
- оснащение всех подразделений современными видами вооружения;
- повышение маневренных, разведывательных и огневых возможностей воинских подразделений до уровня передовых стран;
- снижение количества пехотных частей при значительном увеличении военно-морских и военно-воздушных сил;
- поддержание всеобщей воинской обязанности;
- подготовка всех подразделений китайской армии к ведению действий вне территории страны;
- обеспечение устойчивой структуры управления войсками от внешних воздействий;
- усиление подразделений по информационной войне с предполагаемым противником.
После выполнения поставленных задач, Китай может стать вторым мировым государством (после США) по уровню военного потенциала.
Еще с 90-х годов в Китае значительно усилилось сознание собственной уязвимости. Причина - в нерешенном тайваньском вопросе (этот остров КНР всегда считало частью своей территорией), в наличие претензий к соседним государствам: Китай доказывает свое право на острова Филлипин, Брунея, Вьетнама, и Малайзии, а также японский остров Дяоюдао и часть территории Индии, прилегающей к Южному Тибету.
Большое влияние на формирование китайской военной доктрины имеет факт того, что Китаю не достаточно ресурсов для содержания 1,3 млрд. населения. Каждый год растет потребность в продовольствии и энергии, происходит лавинообразная индустриализация и урбанизация. Поэтому для Китая очень важны морские пути доставки всего необходимого.
Для сохранения открытости для себя морских коммуникаций, Китай создает ударные военно-морские силы, оснащенные новейшими видами вооружения. В одном из докладов Пентагона сообщается о разработке в Китае противокорабельной баллистической ракеты, способной преодолевать расстояние в 1,5 тыс. км. Одновременно с оружием создается и подводная лодка, способная доставлять ее в нужный регион. КНР уже обладает тремя атомными подводными лодками третьего поколения, а в скором будущем к ним присоединяться еще пять новейших субмарин. КНР активно строит корабли практически всех классов, включая авианосцы, фрегаты и десантные корабли. Например, в 2004 году Китай ввел в эксплуатацию первый в мире ракетный катер с противокорабельными ракетами. Этот катамаран изготовлен по технологии стелс. Планируется поставка для ВМС Поднебесной 80-ти таких катеров. На вооружение китайских ВМС поступают принципиально новые универсальные десантные корабли-вертолетоносцы, а также корабли, оснащенные высокоинтегрированным боевым оборудованием, многофункциональными радарами и установками вертикального пуска ракет. Китайцы значительно укрепили свои средства ПВО, устанавливая и на эсминцах пусковые ракетные установки. Считается, что хотя Китай сейчас и вышел на 1-е место по числу боевых кораблей, но качественный их состав пока уступает флоту США.
Военно-воздушные силы Китая по численности боевых единиц занимаю третье место в мире (после США и России). Имея на вооружении боле 500 самолетов бомбардировщиков и штурмовиков, около 300 транспортных самолетов, сотню самолетов-разведчиков и более 1,5 тыс. истребителей, КНР осуществляет модернизацию своих ВВС, заменяя устаревшую технику самолетами третьего и четвертого поколения. Для базирования техники создано более 400 аэродромов, имеющих самую современную инфраструктуру.
На боевом посту КНР стоят шесть ракетных баз с 230 пусковыми установками. Недавно прошли успешные испытания новой ракеты «Дунфэн-41», которая способна поражать объекты на территории США. Она оснащена техническими средствами, способными преодолевать систему ПВО неприятеля.
Поднебесная продолжает сотрудничество с Россией по оснащению вооруженных сил КНР современными ракетными комплексами С-300 и С-400.
Китай также освоил технологию производства собственной танковой техники. В прошлом году КНР продемонстрировала экспортный вариант своего нового танка МВТ-2000. Эта модель обладает увеличенными характеристиками подвижности, имеет новый экономичный дизельный двигатель 1,5 тыс. л.с. (производство Украины) и способен развивать большую скорость на пересеченной местности.
На реализацию военной реформы Китай расходует 2% своего бюджета (для сравнения: Россия - 4,1%, США - 4,7%). Специалисты полагают, что для реализации своей военной политики Китай значительно увеличит расходы на вооружение: возможно в 2015 году они составят 220 млрд.$ (в 2012 военный бюджет КНР равен 180 млрд.$).
Очень велик политический вес китайской военной элиты в принятии решений по вопросам внешней политики и безопасности страны.
Американские эксперты считают, что китайская армия технологически отстает от вооруженных сил США на 20 лет, тогда как по отношению к российской армии, вооруженные силы Поднебесной уже на сегодня имеют серьезные преимущества.
Не исключено, что Китай в ближайшее время начнет действовать в отношении мировых держав и соседей более агрессивно, чтобы завоевать свое место в мировом сообществе.
Валерий Бовал