Тегеранский саммит руководителей государств, входящих в состав Движения неприсоединения, не обошелся без неприятных сюрпризов. И все же Иран может быть доволен. Проведение такого форума с участием делегаций из 120 стран говорит о том, что международное сообщество по-прежнему признает Исламскую республику своим полноправным членом.
Иран в этом году возглавил блок неприсоединившихся стран, созданный еще в 1961 году. Вместе с возможностью наладить новые международные контакты и освежить старые, его лидеры получили трибуну для выражения своих взглядов, прежде всего, для традиционных нападок на Израиль.
В отличие от заседаний Генассамблеи ООН, где представители многих стран покидают зал во время антисемитских и антиизраильских речей иранского лидера, гости саммита терпеливо выслушали все, что думают об Израиле президент Ахмадинежад, аятолла Хаменеи и министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи. Последний, например, призвал неприсоединившиеся страны создать трибунал для расследования преступлений Израиля и защиты палестинцев от агрессии сионистов.
Досталось и ООН за поддержку Израиля и нападки на Иран. Хаменеи назвал Совет Безопасности абсурдной, несправедливой, недемократичной структурой. О современных мировых лидерах Ахмадинежад сказал, что это «вчерашние работорговцы, которые развязывают войны, унижают и ослабляют народы, и убивают невинных людей».
У иранских руководителей также появилась возможность публично высказаться на тему ядерных разработок. Аятолла Хаменеи призвал превратить Ближний Восток в безъядерную зону и выступил с критикой антииранских санкций, заявив, что ядерная программа его страны носит мирный характер.
В финальном коммюнике участники саммита осудили односторонние санкции США против Исламской республики и поддержали право Ирана на мирное использование атома. Этот итог Иран может считать своей большой победой.
Иранские политики заявили о готовности участвовать в решении целого ряда важных международных проблем. Так, Ахмадинежад встретился с председателем ПНА Махмудом Аббасом и пригласил руководителей враждующих палестинских группировок в Тегеран для примирения. При этом он не забыл подчеркнуть, что Иран – единственная страна, не признающая сионистский режим, который уничтожает палестинцев. Хаменеи побеседовал с президентом Ливана Мишелем Сулейманом о сохранении единства и стабильности и о сопротивлении сионистскому агрессору. Прозвучало также предложение создать «тройку» ответственных за сирийский конфликт. В нее, помимо Ирана, должны войти представители Египта и Венесуэлы.
В ходе саммита Иран подписал меморандум об экономическом сотрудничестве с 30 странами. Особенно важны договоренности по экспорту нефти и газа, которые могут свести на нет эффективность торговых санкций, наложенных на Иран. Соглашение о научном и технологическом сотрудничестве между Тегераном и Пхеньяном не исключает передачи Ирану северокорейских наработок в ядерной сфере. Обе страны не раз подчеркивали, что они находятся «в одном окопе» против США и европейских стран.
Отдельно следует упомянуть роль делегации ООН в Тегеране. Накануне саммита многие выражали сомнение в том, что Генсек ООН Пан Ги Мун откликнется на приглашение иранского президента. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу специально просил Пан Ги Муна отказаться от этого визита.
Но Генсек ООН не только приехал в Иран во главе солидной делегации, но и спокойно выслушал критику в адрес своей организации. Правда, в ответном выступлении он осудил призывы к уничтожению другого государства, расовую ненависть к Израилю и отрицание Холокоста. Но за этим последовала встреча Пан Ги Муна с Хаменеи, на которой Генеральный секретарь ООН высоко оценил роль Ирана в регионе и попросил использовать влияние ИРИ в урегулировании сирийского конфликта. Пан Ги Мун также провел совещания с президентом Ирана и секретарем Совета национальной безопасности.
В Тегеран приехал даже делегат от главных противников ИРИ в мусульманском мире –спецпосланник короля Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бин Абдалла. Вряд ли него, как и для многих других лидеров, было так важно принять участие в форуме Движения неприсоединения. Очевидно, они воспользовались им как поводом для посещения Ирана и общения с его руководителями.
Особой гордостью Тегерана стал приезд нового президента Египта Мухаммеда Мурси. Египет не поддерживает дипломатических отношений с Ираном, к тому же Мурси совсем недавно входил в одну из наиболее радикальных суннитских организаций, не испытывающую симпатии к иранским шиитам. Правда, радость была омрачена резким выступлением Мурси по сирийскому вопросу. Он потребовал международного участия в решении сирийского кризиса Сирии, и заявил, что режим Асада потерял легитимацию.
Такие слова звучат провокационно в Иране, который поддерживает Асада и настаивает на обратном: предотвращении внешнего вмешательства в дела Сирии и прекращении помощи повстанцам. Однако резкого ответа на них не последовало. В конечном итоге, демарш Мурси пошел на пользу Тегерану. Режим аятолл продемонстрировал свою способность к плюрализму и толерантности, а египетский президент мог сделать вывод, что партнерские отношения возможны и при различных взглядах.
Таким образом, состоявшийся в Тегеране саммит принес немало очков иранскому режиму. Выяснилось, что многие страны готовы сотрудничать с Ираном, невзирая на его принадлежность к «оси зла». Не случайно иранские политики заявили, что Иран совершил «дипломатический переворот» против Запада и сорвал попытки США и Европы изолировать Исламскую республику.
Действительно, об изоляции говорить рано. Августовский саммит – не единственное международное мероприятие, в котором активно участвует Иран. Например, не так давно иранский представитель был избран заместителем председателя конференции ООН по проблеме торговли оружием. Иран остается одним из ведущих игроков в оказании гуманитарной помощи Афганистану. Бывший посланник ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннан настаивал на привлечении Ирана к решению сирийской проблемы.
Иными словами, мир продолжает испытывать к Ирану если не любовь, то по меньшей мере интерес. Саммит же стал очередной пощечиной Израилю от международного сообщества. Лидеры более чем 120 стран ни на минуту не задумались, прежде чем посетить страну, чьи лидеры угрожают стереть еврейское государство с лица земли.