Многие восхищены ростом Китая, экономическим, военным, политическим. А так ли это? Какова обратная сторона сверкающей витрины Китая? Разберемся по всем составляющим по порядку.
По мнению китайских экономистов, на основе работ которых составлен этот текст, процесс регионализации Китая зашел столь далеко, что, по сути дела, эта страна балансирует на грани распада. И речь идет отнюдь не о Тибете и Сянцзяне, регионах, населенных буддистами и мусульманами. Нет, речь о 400 миллионом населении приморских Восточных регионов), которые "вполне созрели для самостоятельного развития". Фактически, эти регионы скуплены транснациональными корпорациями и находятся под их экономическим и политическим контролем. Это обстоятельство и увеличивающийся разрыв (технологический, культурный, политический) между Восточными провинциями и внутренними провинциями Китая, потеря контроля центрального правительства над регионами и т.п. явления создают угрозу распада Китая.
Ниже речь пойдет о другой, не менее серьезной проблеме Китая, теснейшим образом связанной с экономикой - об экологии.
Экологический кризис в Китае носит тотальный, всеобъемлющий характер. Он угрожает не только многим видам экономической деятельности, но, прежде всего, качеству жизни, безопасности и здоровью населения...
По словам Хэ Цинлянь, проблемами экологии в Китае сегодня озабочена лишь горстка интеллигентов, обитающих в больших городах. Подавляющее большинство жителей средних и малых городов на эти проблемы внимания не обращают. Их заботит, прежде всего, сиюминутная необходимость обеспечить себе и своим близким мало-мальски сносное существование. Даже правительственные чиновники и образованные люди в средних и малых городах мало задумываются о цене, которую придется платить грядущим поколениям за разрушение природы, которое происходит сегодня во имя решения насущных задач.
На экологической безопасности и ресурсообеспеченности сконцентрируются все основные социальные противоречия. При этом китайские экологические проблемы выходят далеко за национальные границы. Они, как минимум, затрагивают на севере Монголию, а на юго-востоке - Корею. Но в более широком плане им присущ глобальный характер.
Действующие конституционные нормы и законы, направленные на поддержание экологической безопасности, исполняются плохо. Из-за продолжающегося экстенсивного роста экономики и все более расточительной модели потребительского поведения значительной части населения мелиоративные мероприятия не поспевают за темпами разрушения природной среды. Местные органы власти, заинтересованные в быстром экономическом росте и обращающие мало внимания на его отрицательные последствия, нередко создают непреодолимые преграды на пути распространения экологических норм и правил, тем более что многие из них не введены в единую систему и часто носят временный характер. В стране практически отсутствует общественный контроль за действиями властей и предпринимателей, наносящих невосполнимый ущерб природной среде.
Китай, как и многие другие развивающиеся страны, страдает от эрозии почвы, деградации пашни, вырубки лесов, опустынивания пастбищ, но к этому добавляются и проблемы, которые особенно свойственны развитым странам на ранних стадиях их индустриализации, такие как загрязнение атмосферы и водных бассейнов.
Загрязнение природной среды далеко превосходит ее способность к самоочищению.
Китайская промышленность загрязняет окружающую среду в сопоставимых объемах продукции в десять раз больше, чем в развитых странах! Немалую роль в этом отношении играет и перемещение на его территорию грязных производств из-за рубежа.
Огромный ущерб окружающей среде и здоровью населения наносит использование угля в качестве топлива. Продукты, образующиеся при сгорании угля, - главный источник загрязнения атмосферы в Китае. Китай потребляет 8-9% мировой энергии, но на его долю приходится 13,5% мировых выбросов углекислого газа и 15,1% двуокиси серы. Общие выбросы в атмосферу двуокиси серы достигают почти 20 млн тонн, что ставит Китай по этому показателю на первое место в мире. Загрязнение атмосферы двуокисью серы служит важнейшей причиной кислотных дождей, которые поражают треть территории страны.
В 2000 г. тепловые электростанции, работающие на угле, выбросили в атмосферу 2,9 млн тонн окислов азота. В связи с поступлением в атмосферу больших количеств углекислого газа (второе место в мире после США), что, как полагают, ведет к возникновению парникового эффекта, Китай подвергается также нарастающему давлению мирового общественного мнения.
Путем обогащения угля можно было бы понизить его зольность на 50-80% и удалить до 30-40% серы. А посредством дальнейшей очистки дымов можно устранить до 90% серы. Однако в 1999 г. в Китае обогащалось только 29% добываемого угля (в ФРГ - 95%, в Великобритании - 75%, в США- 55%), причем подвергается обогащению, главным образом, уголь, идущий на экспорт, уголь же, используемый на энергетические цели, обработку почти не проходит. Экономические потери от загрязнения атмосферы, по оценкам китайских и зарубежных исследователей, составляют от 3% до 7% ВВП. Согласно расчетам Всемирного банка, если Китай не сумеет в предстоящие 20 лет сократить загрязнение атмосферы, ему придется затратить на лечение болезней, вызываемых продуктами сгорания угля, 390 млрд долл., что составит 13% ВВП. По оценке Всемирного банка от 2001 г., из 20 наиболее пораженных загрязнением городов мира 16 находятся в Китае... Особенно страдают от загрязнения атмосферы старые центры тяжелой индустрии в Северо-Восточном, Северном и Северо-Западном Китае. Из-за плотной дымки, висящей постоянно над такими центрами как Бэньси и Ланьчжоу, эти города не видны на фотографиях, сделанных из космоса.Дальнейшая урбанизация может еще более обострить экологические проблемы и характерную для многих развивающихся стран «болезнь больших городов». По мере быстрого увеличения числа автомобилей в китайских городах и на скоростных трассах все более неотложной становится необходимость наряду с экономией автомобильного топлива добиваться снижения его вредоносности для окружающей среды. Сегодня две трети китайских городов по качеству воздуха не отвечают стандартам, причем половину вредных выбросов в атмосферу дает автомобильный транспорт.
Лесопокрытая площадь составляет лишь 13,9% территории страны, что в два с лишним раза меньше среднемирового показателя, а на душу населения лесов в Китае приходится в десять с лишним раз меньше, чем на среднего жителя планеты. При этом лесные ресурсы страны с конца 70/х годов прошлого века неизменно сокращаются вследствие чрезмерных рубок и сведения лесов под распашку. В одном из главных лесных районов Китая, Чанбайшаньском, площадь, занимаемая первичными лесами, сократилась с 82,7% в первые годы после создания КНР до 14,2%, а в провинции Сычуань на юго-западе страны -с 20% до 8%. Год от года уменьшается площадь и эффективность лесозащитных полос на севере страны, которые в свое время с гордостью именовались «Великой зеленой стеной». Уничтожение лесов существенно увеличивает угрозу стихийных бедствий.
Немалые усилия и ресурсы, направляемые на борьбу с загрязнением рек и озер, дают лишь ограниченный эффект. Cложная ситуация складывается в бассейне реки Хуайхэ, где вопреки масштабным очистным работам, на которые с 1994 г. было затрачено 19,3 млрд юаней, качество воды, особенно в притоках, остается неудовлетворительным. Поставщиками грязных промышленных стоков в бассейне остаются быстро растущие предприятия бумажной, химической, текстильной и пищевой промышленности. Но не меньшую, если не большую роль в загрязнении вод играют бытовые отходы... Тысячи плотин, которыми перегорожены реки, не способствуют уменьшению загрязнения, а способность воды к самоочищению практически исчерпана...
Из 600 городов Китая более 400 испытывают нехватку воды. 360 млн жителей села потребляют воду, не отвечающую санитарным стандартам. Засушливый климат в Северном Китае, особенно на Лёссовом плато, побуждает к чрезмерному использованию грунтовых вод, что приводит к резкому падению их уровня, а во многих местах и к серьезному проседанию почвы и образованию многочисленных воронок на поверхности земли.
Площадь пустынь ежегодно увеличивается на 3,4 тыс. кв. км. Наступление пустыни во Внутренней Монголии привело к сокращению площади оазисов, к пересыханию озер и болот, к понижению уровня и засолению грунтовых вод, к деградации травяного покрова степей. Одной из главных причин этого стали хищнические рубки лесов и чрезмерный выпас скота в зеленом массиве, ограждавшем песчаную пустыню Алашань, самую большую в Китае. Площадь этого массива за полвека сократилась на 82%. В результате обширные пастбища стали непригодны для выпаса скота. Многие виды диких животных находятся на грани исчезновения. Под песчаными барханами погребены значительные площади пахотных земель. В Северном и Северо-Западном Китае увеличились частота и интенсивность песчаных бурь, возрастает их разрушительное воздействие на природу, на хозяйственную деятельность и среду обитания людей. Эрозия почв распространена более чем на трети территории страны. Вследствие овражной и поверхностной эрозии почвы ежегодно теряется значительная часть пашни. Интенсивное использование минеральных удобрений, инсектицидов и гербицидов, способствовавшее значительному повышению урожайности сельскохозяйственных культур, стало источником загрязнения грунтовых вод, рек, озер и морской акватории...
Большой урон экологии наносят разбросанные по всей стране бесчисленные сельские предприятия, в большинстве своем технически примитивно оснащенные и пренебрегающие правилами и нормами защиты окружающей среды. В ряде мест это приводило к серьезным социальным конфликтам, как, например, в провинции Хэбэй на предприятии по переработке отходов в провинции Гуйчжоу на предприятии по выжигу кокса. В некоторых местностях вредные вещества из промышленных стоков проникают в оросительные сети и усваиваются сельскохозяйственными культурами, причиняя большой ущерб здоровью людей. Новым источником загрязнения за последнее десятилетие стало промышленное животноводство и птицеводство, которое в районах с густой речной сетью загрязняет ее даже больше, чем промышленность.
Резюмируя, еще раз подчеркнем следующее:
Все более обостряющаяся нехватка природных ресурсов становится одним из наиболее узких мест и потенциальной угрозой для устойчивого социального и экономического развития Китая.
Наиболее чувствительно наглядное убывание тех природных ресурсов, которые невозможно импортировать: пахотных земель, лесов, водных источников.
Истощение сырьевых и энергетических ресурсов в районах раннего индустриального развития (Северо-Восточный Китай) ставит их перед лицом экономического и социального кризиса. Комплекс сложных структурных, технико-экономических, внешнеполитических, экологических проблем связан с задачей обеспечения экономического роста Китая энергоресурсами.
За высокие темпы экстенсивного экономического роста Китай платит загрязнением и уничтожением природной среды.
Попытки сократить ущерб, причиняемый экологии, путем принятия законодательных актов и создания контролирующих органов парализуются стремлением местных органов власти и отраслевых ведомств максимизировать экономический рост любой ценой.
Начавшиеся во второй половине 2003 г. веерные отключения электроэнергии в подавляющем большинстве провинций Китая, усиливающийся дефицит угля и нефти вкупе с прогрессирующим ухудшением экологической обстановки могут рассматриваться как начало системного кризиса в отношениях между человеком, ресурсами и природной средой. Наиболее пагубные последствия этот кризис может иметь для Восточного Китая, который является лидером экономического роста в стране и концентрирует преобладающую массу предприятий тяжелой индустрии, основных потребителей энергии и главных поставщиков загрязняющих природу веществ.