Не успел завершиться процесс над панк-группой, как конфронтация в обществе по религиозным вопросам обострилась до предела, отмечают западные издания. Неизвестные вандалы в «отместку» за Pussy Riot валят кресты, а православные срывают с прохожих футболки, якобы оскорбляющие чувства верующих. Влияние Церкви между тем усиливается: нынешний учебный год начнется с введения в программу основ религиозных культур.
«Как показал опрос, большинство россиян поддерживают приговор трем участницам панк-группы Pussy Riot к двум годам лишения свободы за их протест против президента Владимира Путина в крупнейшем соборе Москвы», – сообщает Bloomberg Businessweek.
Издание ссылается на данные опроса, проведенного 25-26 августа Фондом «Общественное мнение», согласно которым 53% опрошенных расценили приговор как «справедливый», а 27% – как «несправедливый».
«До определенной степени люди оценивают приговор суда, но в еще большей степени – действия приговоренных», – цитирует издание главного аналитика ФОМ Григория Кертмана. «Россияне в целом предпочитают жесткие меры против того, что они считают преступлением. Большинство здесь было долгое время против моратория на смертную казнь», – заявил Кертман.
О разнице в восприятии приговора Pussy Riot в России и на Западе пишет Die Zeit. Хотя на Западе возмущены жестким приговором, в России многие считают необходимой суровую реакцию государства на нарушение границ дозволенного. «Может быть, Путин потерпел поражение только на Западе», – предполагает автор статьи Марилуиза Бек.
Автор рассматривает судебный процесс над панк-группой как борьбу за будущее России. Не впервые она идет в Хамовническом суде: именно здесь состоялся второй процесс против Ходорковского и Лебедева, на котором «решался вопрос, допустимы ли возражения против режима Владимира Путина». Теперь, продолжает автор, суд снова стал ареной для показательного наказания мятежниц, критиковавших Путина.
Сорокасекундное выступление Pussy Riot в храме Христа Спасителя «было нацелено на самое сердце власти – на союз Церкви и государства», пишет Бек. «Сорока секунд хватило, чтобы пролить яркий свет на истинного Путина: тот, кто подает себя как сильного правителя России, не хочет ни открытого общества, ни демократии и правовой государственности».
«Многое за последние годы было вытеснено: войны в Чечне проглотили как внутрироссийскую проблему; процессы против Ходорковского и Лебедева свели к олигархической борьбе за власть; расследования гибели журналистов и правозащитников сочли слишком запутанными; жестокий режим Кадырова в Чечне признали кавказской спецификой; с фактическим присоединением Абхазии и Южной Осетии после войны 2008 года смирились как с последствием грузинской провокации. Лишь очевидное любезничание с режимом Асада в Сирии так отчетливо выявило разницу ценностей и интересов, что их уже при всем желании не проигнорировать. Панк-активистки Pussy Riot подвели этому итог», – пишет Бек.
«Никто не хочет возвращения холодной войны. Но между искаженным восприятием путинской России как стратегического партнера и политикой конфронтации – широкий спектр возможностей», – рассуждает автор статьи, предлагая западным лидерам ограничить участие России в международных встречах, пока путинский режим не гарантирует соблюдения минимальных демократических стандартов.
Также Бек отмечает, что истинным проявлением солидарности с гражданским обществом России со стороны ЕС была бы более открытая визовая политика. «Свободы перемещения граждан России Путин, скорее всего, будет бояться больше, чем предупреждений западных дипломатов», – пишет она.
«Теперь Запад вынужден пересмотреть отношение к России. Путин не станет реформатором. Только благодаря силе российского гражданского общества Россия сможет стать свободной. Наша внешняя политика должна ориентироваться на его усиление», – подытоживает Бек.
Московский корреспондент Sьddeutsche Zeitung рассказывает о развернувшейся в России «религиозной войне провокаторов». Так, в Москве с прохожего сорвали футболку с изображением Богородицы в балаклаве, якобы оскорбляющим чувства верующих. А некая организация «Народная воля» взяла на себя ответственность за поваленные в двух российских регионах поклонные кресты – под предлогом мести Церкви за «несправедливый приговор Pussy Riot».
С момента вынесения приговора конфронтация обострилась, отмечает Франк Нингуйзен. Православные верующие требуют признать футболки Pussy Riot экстремистскими, а движение «Святая Русь» намерено ночью патрулировать храмы столицы, дабы защитить их от вандалов.
Попытки Церкви усилить влияние в обществе прослеживаются, по словам автора, еще на двух примерах. Московское правительство намерено создать в столице сеть православных гостиниц. Кроме того, в новом учебном году впервые за 90 с лишним лет в России будут введены уроки религии. Церковь расценивает эксперимент как удачный, поскольку ни один религиозный предмет школьники не выбирали чаще, чем «Основы православной культуры».
О богохульстве и законе рассуждает на страницах The New York Times женщина-священнослужитель Хлоэ Брейер. Она – младший священник Епископальной церкви Св. Марии (Западный Гарлем, Нью-Йорк) и исполнительный директор Interfaith Center of New York, организации, работающей с религиозными лидерами. Среди примеров преследования государством за богохульство Брейер упоминает и случай Pussy Riot.
Осквернение религиозных символов и учений причиняет верующим неподдельные страдания, подчеркивает автор. Но криминализация богохульства или разжигания религиозной ненависти, на взгляд автора, «нездорово влияет на религиозные доктрины и опасна в правовом плане».
В чем же опасность законов о богохульстве в правовом плане? «Они являются одной из главных причин предвзятости и насилия в отношении религиозных меньшинств, а также нарушений их свободы вероисповедания», – считает автор. Противоядие богохульству – это не жесткие, контрпродуктивные законы, а осуждение гражданским обществом, в том числе лидерами разных конфессий сообща, всех ограничений прав верующих и призывов к насилию, полагает автор.