О кризисе в отношениях США и Израиля говорят уже давно. Но нынешнюю ситуацию эксперты оценивают как "низшую точку" сотрудничества двух стратегических союзников.
По слухам, Госдепартамент США через европейских посредников обратился к иранским властям с призывом не наносить удара по американским военным базам, если ядерные объекты Ирана будут атакованы Израилем. В этом случае Вашингтон не станет вмешиваться в конфликт. Иными словами, если не будут затронуты "интересы США в регионе", Израилю придется воевать с Ираном самостоятельно.
Немногим раньше председатель объединенного комитета начальников штабов армии США Мартин Демпси на встрече с британскими журналистами заявил, что не хочет быть соучастником израильского удара по Ирану. Такая акция, по мнению Дэмпси, приведет лишь к задержке ядерной программы Ирана, но не к ее ликвидации, и ослабит действие международного давления на Исламскую республику. Это заявление было сделано после того, как были опубликованы данные отчета МАГАТЭ об ускорении работ по созданию ядерного оружия в Иране. Однако генерал отметил, что истинные намерения Тегерана ему не известны.
Еще один недвусмысленный намек сделал вице-президент США Джо Байден. Агитируя за Барака Обаму на предвыборном митинге в Пенсильвании, Байден обвинил кандидата от республиканцев Митта Ромни в том, что он готов начать войну против Ирана и Сирии. Таким образом, второй человек в американской политике дал понять, что администрация Обамы не только не планирует силовой вариант решения иранской ядерной проблемы, но и осуждает тех, кто выступает за этот вариант.
Неприятным сюрпризом стало сокращение объема совместных американо-израильских военных учений, назначенных на конец октября. В них примут участие на две трети меньше военнослужащих США, чем планировалось изначально. Кроме того, сократится количество используемых противоракетных комплексов и их боевая мощь. Американская сторона объясняет эти изменения нехваткой бюджета. Но израильские военные и политики уверены, что они свидетельствуют о недоверии Пентагона, которое стало следствием разногласий по иранскому вопросу.
Некоторые американские политики выражают открытое недовольство Израилем, который пытается втянуть США в ненужную им войну. Впрочем, существуют разные мнения по поводу того, насколько нужна или не нужна Штатам война против Ирана. Часть ближайшего окружения Обамы считает, что этот путь нельзя исключать, более того – Белый дом должен демонстрировать свою готовность применить силу. Другие, напротив, не хотят, чтобы США "шли на поводу у Израиля". При этом сторонники Обамы беспокоятся не столько о ядерной угрозе Ирана, сколько о реакции избирателей на ту или иную тактику.
Обама, очевидно, выбрал "мирный" путь экономического и политического давления на Иран – в противовес "ястребиной" позиции Ромни. Это неудивительно, учитывая преимущественный электорат президента – не-белое и мусульманское население плюс избиратели демократический партии, среди которых преобладают противники военных действий.
Ни сам Обама, ни его кабинет пока не озвучивали свою позицию по Ирану. Но косвенная информация говорит о том, что решение принято – США умывают руки и постараются любым способом уклониться от антииранской операции.
Обама пытается успокоить Израиль, рассуждая о так называемых "красных точках" - условиях, при невыполнении которых США вынуждены будут применить силу против Тегерана. Упоминаются "предельно жесткие" антииранские санкция, включающие масштабные маневры ВМС 26 стран в Персидском заливе, размещение в Катаре нового американского радара, пресечение экспорта иранской нефти, кибервойну против иранских объектов с участием Израиля. Белый дом также апеллирует к мировому общественному мнению, которое наконец осознало опасность ядерной программы Ирана и готово с ней бороться.
Между тем, последний отчет МАГАТЭ свидетельствует о полной неэффективности санкций, а недавно прошедший в Тегеране саммит неприсоединившихся стран показал, что о политическом и экономическом бойкоте Ирана говорить не приходится. Нет сомнений, что аятоллы будут продолжать работу над созданием бомбы, пока их не остановят.
Недавно появились сведения о том, что послание Белого дома к руководителям Ирана – скорее всего, "утка". Однако это не меняет сути дела. Те, кто запустил дезинформацию, преследовал определенную цель: напугать Израиль тем, что в войне против Ирана он останется один, и убедить его не предпринимать кардинальных шагов хотя бы до президентских выборов в ноябре 2012 года.
Израильтяне надеются, что на открытии сессии Генеральной ассамблеи ООН 25 сентября Обама выдвинет Тегерану ультиматум. Но вряд ли президент накануне выборов сделает то, на что не решался в течение всей своей каденции.