Баку - Сирийская экономика отброшена на годы назад в результате длящихся около 18 месяцев столкновений правительственных сил с вооруженной оппозицией. С неимоверной скоростью рушится все то, что с непомерным трудом созидалось годами. Наносится ущерб инфраструктуре, жилому фонду, туристическому сектору, промышленности, аграрному сектору. Гибнут люди, без крова над головой оказались сотни тысяч беженцев.
Война радикальным образом подорвала и без того слабые экономические устои, породила экономическую неопределенность, когда безнаказанность всегда берет верх над законом, когда незначительное меньшинство получает огромные прибыли, пользуясь своим привилегированным положением, в то время, как подавляющее большинство населения откатывается к черте абсолютной бедности.
Известно, что около трех миллионов сирийцев сталкиваются сегодня с угрозой голода вследствие потерь в аграрном секторе, которые в этом году уже составили 1,8 миллиарда долларов. С начала конфликта практически прекратились туристические поездки в эту страну, а, значит, страна лишилась еще 8,3 миллиарда долларов дохода (объем, который страна получила в 2010 году). Эти две отрасли являлись основными источниками дохода рядовых сирийцев и бюджета страны. Согласно статистике за 2009 год, в Сирии на сельское хозяйство приходилось 17,7 процента ВВП, на сектор услуг -55,8 процента, на промышленность - 26,5 процента ВВП.
Нефть также была важнейшим источником экспортных поступлений, до тех пор, пока на ее экспорт Западом не были наложены санкции. Убытки от международных санкций в отношении властей Сирии, подсчитанные еще на май этого года, составили четыре миллиарда долларов. Только лишь введенный Евросоюзом в сентябре 2011 года запрет на импорт нефти из Сирии обошелся тогда стране в два миллиардов долларов. После этого были введены очередные, 16-й и 17-й пакеты санкций, еще более отяготивших экономическую ситуацию в стране. В частности, они привели к сокращению внешнеэкономической деятельности и инвестиций и к остановке крупных инвестиционных проектов.
Немалый урон нанесли промышленным объектам диверсии мятежников, которые неоднократно выводили из строя нефте- и газопроводы, объекты электроэнергетики, железнодорожные пути, по которым перевозились цистерны с горючим. Была фактически парализована работа одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны в Хомсе, сожжен хлопкоочистительный завод, где в огне сгорело 260 тонн сырья.
Власти страны на конец июля оценивали ущерб, нанесенный боевыми действиями экономике и инфраструктуре страны в 11 миллиардов долларов - почти в 647 миллионов в месяц. А из валютных резервов, объем которых перед началом сирийского противостояния составлял 18 миллиардов долларов, осталась лишь половина.
Потери, Сирия терпит одни потери. И независимо от того, кто будет у власти Сирии после войны, экономике страны понадобится длительный период восстановления.
Помимо времени, на это потребуются огромные средства. В отличие от Ливии, которая уже успела восстановить доконфликтные объемы добычи нефти в 1,6 миллиона баррелей в сутки и ожидает выручку от поставок нефти за рубеж в объеме 50 миллиардов долларов, Сирия не является крупным нефтепроизводителем. Страна добывала всего 0,4 миллиона баррелей нефти в сутки, а от ее экспорта получала около четырех миллиардов долларов в год.
Ключевая статья доходов страны - иностранный туризм - несет убытки, и вернуть былую славу туристической страны будет не так-то легко, как и поднять на ноги сильно пострадавший сельскохозяйственный сектор. Тем более, что сирийская экономика уже в 2009 году демонстрировала спад на 1,8 процента, несмотря на осуществляемые правительством в последние несколько лет экономические реформы, заключавшиеся в сокращении процентных ставок при кредитовании, открытии частных банков, консолидации всех множественных валютных курсов, повышении цен на некоторые субсидируемые товары, прежде всего, бензин и цемент. Нерешенными оставались такие застарелые экономические проблемы, как высокая безработица наряду с бурным ростом населения, дефицит бюджета, уменьшение водных ресурсов вследствие их интенсивного использования в сельском хозяйстве.
Таким образом, опустошенная Сирия не сможет восстановить свою экономику самостоятельно и будет полностью зависеть от международной помощи. Однако и этот источник может подвести. Как показал пример некоторых стран, уже переживших «арабскую весну», в тяжелый и нестабильный период для Египта иностранные государства, которые пообещали помощь, так ее и не предоставили, а вместе с падением режима Каддафи все иностранные союзники исчезли из Ливии. Ну, а те страны, которые все же предоставят помощь Сирии, будут взамен требовать соблюдения своих интересов, чаще всего идущих вразрез с собственными интересами страны.
Надежда остается на кредиты Международного валютного фонда, Всемирного банка либо других финансовых институтов. Но и эта форма помощи, которая на время сможет стабилизировать внутреннюю экономику, ляжет тяжелым бременем кредитной задолженности на внешний долг страны.