"Соединенные Штаты и американский народ имеют право на все это. Им не нужно заключать договор, чтобы предъявлять свои права..."
Американское руководство намерено увеличить военное присутствие в Арктике. Такое заявление сделала старший вице-президент американской аналитической организации "Центр морских исследований" (Center for Naval Analyses) Шерри Гудман, выступая на инициированной центром конференции. Она отметила, что Арктика привлекает большое внимание Соединенных Штатов, и у Америки в этом регионе есть "самые разные интересы".
"Центр морских исследований", который изначально создавался для борьбы с немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны, в настоящее время финансируется государством и занимается исследованиями для правительства и ВМС США.
Идеи, озвученные госпожой Гудман, не раз высказывались американскими политиками и экспертами, и в последнее время правительство США все чаще переходит от слов к делу.
Примером этого могут служить участившиеся походы американского флота и полеты дальней авиации ВВС США в районах Крайнего Севера. В частности, в октябре 2011 года с авиабазы Эдвардс, штат Калифорния, стратегический бомбардировщик В-2 выполнил беспрецедентный 18-часовой "исследовательский" полет к Северному полюсу. Какие именно цели ставили перед собой военные США, широкая общественность так и не узнала.
При этом любопытно, что Пентагон не забывает и об усилении военного контингента на Аляске. В самом северном штате Америки располагаются мотопехотная и аэромобильная бригады, самый крупный позиционный район ПРО Соединенных Штатов, пять эскадрилий истребителей и корабли береговой охраны.
Яркий пример: 26 марта 2012 года ВВС США начали вводить в свой боевой состав модернизированные истребители F-22 Raptor (этот боевой самолет способен картографировать местность, выявлять наземные цели противника для дальнейшего наведения на них авиабомб SDB калибра 113 кг). Не удивительно, что первые обновленные самолеты получила 525-я эскадрилья 3-го авиакрыла объединенной базы Эльмендорф-Ричардсон на Аляске.
В республиканских кругах и вовсе убеждены в необходимости создания постоянного присутствия США в Чукотском и Бофортовом морях. Так, сенатор Лиза Мурковски заявила, что "пришло время для строительства глубоководного порта на северном побережье Аляски".
Шерри Гудман в своем выступлении также подчеркнула, что "США должны отстаивать активное присутствие в Арктике, чтобы защитить свои интересы в регионе" и выразила уверенность в том, что "это - вопрос национальной и внутренней безопасности". Какие потенциальные угрозы безопасности США имелись в виду, госпожа Гудман не уточнила.
Однако еще в 2008 году Геологическая служба США опубликовала данные, согласно которым на Арктику приходится 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% запасов природного газа. Тогда представители службы подчеркнули, что "газ расположен преимущественно на российской территории". Давно известно, что регионы, богатые углеводородами, традиционно находятся в сфере американских интересов. Не исключено, что именно этим и объясняются заявления г-жи Гудман, которая, к слову, с 1993 по 2001 год сотрудничала с министерством обороны США.
Кроме того, американские эксперты пришли к выводу, что с 2020 года Арктика во время летнего сезона сможет полностью освобождаться ото льдов. А это, в свою очередь, открывает новые перспективы для добычи углеводородов и судоходства, что, по словам Гудман, будет иметь "большое коммерческое значение".
Отметим, что американское руководство действует согласно принятой 12 января 2009 года директиве по арктической политике США, в которой подчеркивается, что в Арктике "Соединенные Штаты имеют широкие фундаментальные интересы в сфере национальной безопасности и готовы действовать независимо либо в союзе с другими государствами по защите этих интересов". Таким образом, вполне логично было бы ожидать, что США продолжат "запатентованную" политику односторонних интересов и в отношении Арктического региона.
Г-жа Гудман считает также, что в современных условиях первым шагом американской политики в Арктике должно стать использование торгового и военного флота США на Крайнем Севере, что, в свою очередь, потребует развития ледокольного флота.
Напомним, на арктические территории и их ресурсы претендуют более полутора десятка государств, входящих в различные военно-политичекие блоки и альянсы. Процесс глобального потепления, который приводит к таянию льдов, открывает совершенно новые перспективы в северном регионе планеты. Для России, которая по праву считает себя арктической державой, этот регион традиционно имеет геополитическое значение, а активизация новых игроков на этой арене требует от Кремля адекватного ответа.
В настоящее время Москва принимает беспрецедентные меры по усилению влияния России в Арктике. Локомотивом продвижения российских интересов в этом регионе всегда являлся ледокольный флот, и поэтому к 2020 году руководство страны планирует спустить на воду 3 атомных ледокола и 6 дизель-электрических. Помимо этого, российские эксперты считают, что создание новых транспортных узлов на Северном морском пути позволит повысить конкурентоспособность России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок. В 2011 году Владимир Путин пообещал, что "в ближайшие три года на строительство и модернизацию морской инфраструктуры Арктики будет выделено свыше 21 миллиарда рублей".
Милитаризация Арктики заинтересованными странами не позволяет России забывать и о военной составляющей защиты своих интересов. К 2015 году планируется создание двух арктических бригад Сухопутных войск России, которые будут укомплектованы специальной техникой и вооружением, а к 2020 году - создание авианосца, способного действовать во всех климатических зонах. "В перспективе, Арктика - новый театр военных действий. Поэтому решение руководства нашей страны наращивать боевую морскую группировку на севере - это решение очень правильное", - считает бывший генеральный инспектор министерства обороны России адмирал флота Иван Капитанец.
В завершение хотелось бы напомнить, что основополагающим документом, регламентирующим условное деление морского пространства (в т.ч. Арктики), является "Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву", представляющая собой своего рода "свод правил", в соответствии с которыми все прибрежные государства договорились определить собственные границы. Однако, в США конвенцию не ратифицировали, что, с одной стороны, не позволяет американцам предъявить свои права на континентальный шельф к северу от Аляски, а с другой стороны - "развязывает руки" в отношении всего Крайнего Севера. В этом свете очень показательны слова аналитика из консервативного фонда Heritage Foundation Стивена Гроувза, полагающего, что "Соединенные Штаты и американский народ имеют право на все это. Им не нужно заключать договор, чтобы предъявлять свои права. Они всем этим уже владеют".