Газета "Наш Мир" br> События давно минувших дней, казалось бы, давно всем хорошо
известны, а потому малоинтересны широкой публике. Лишь юбилеи
приковывают взгляд общественности к забытым темам. В день 200-летия
Бородинской битвы Jewish.ru задает неожиданный, на первый взгляд,
вопрос: какую роль сыграли евреи в Отечественной войне 1812 года, причем
с обеих сторон.
Положение еврейского населения Российской империи в начале XIX века
иначе как унизительным назвать было сложно. Евреи, лично свободные люди,
не имели паспортов, им было запрещено жить в столицах. Тем
удивительнее, что эти изгои сыграли в победе русского оружия не
последнюю роль.
Вообще, говоря о жизни евреев России в начале XIX века‚ невозможно
обойти стороной Великую французскую революцию и последовавшие за ней
события. Они оказали огромное влияние на все страны Европы и произвели
серьезные перемены в положении европейских евреев. Даже евреи России‚
запертые в Черте оседлости‚ волей-неволей оказались втянутыми в орбиту
тех событий.
Евреи Восточной Европы с недоверием восприняли Французскую революцию.
Они знали о том‚ что во Франции евреи получили гражданские права‚ но
знали также и об атмосфере безбожия‚ которая там воцарилась. Взамен
христианского культа во Франции был введен «культ Разума», не только у
католиков‚ но и среди евреев бывали случаи отречения от религии.
Российские евреи - хасиды и их противники литваки - неприязненно
относились к атмосфере вольнодумства, царившей во Франции‚ а также к
самому Наполеону лично. «Если восторжествует Бонапарт‚ - писал Первый
Любавичский Ребе Шнеур-Залман из Ляд‚ - богатство евреев увеличится и
положение их исправится‚ но сердца детей Израиля отдалятся от Отца
нашего Небесного». Таким образом после вторжения в июне 1812 года
«полчища двунадесяти языков» на территорию Российской империи
большинство евреев заняли патриотическую позицию.
Сотни еврейских жителей Черты оседлости самоотверженно помогали
русским. «Удивительно, что евреи в 1812 г. отменно верны нам были, даже
помогали, где только могли, с опасностью для жизни», - отмечал в
дневнике будущий император Николай I.
Немало евреев помогало русским войскам в качестве разведчиков,
проводников и связных. Среди героев-разведчиков особенно отличился
мещанин Гирш Альперн из Белостока, накануне войны доставивший ценные
данные о концентрации Великой армии на русской границе. В Петербурге его
принял военный министр и вручил от имени царя золотой перстень и 50
червонцев. Разведчик Ушер Жолквер из Дубно с риском для жизни
неоднократно успешно выполнял задания генерала Багратиона. Виленский
купец Ицхак Адельсон и его жена Тауба в тылу противника собирали для
России важную информацию о движении наполеоновских войск.
Князь Сергей Волконский, будущий декабрист, вспоминал, как в период
отступления русской армии группа витебских евреев доставила в его отряд
курьера, который вез Наполеону секретные бумаги. Эффективно действовала
«еврейская почта», гонцы которой намного быстрее казенных курьеров
доставляли письма кратчайшими путями, передвигаясь от одной корчмы к
другой. Казаки разбили отряд противника благодаря своевременному сигналу
Нисана Кацнельсона из Бобруйска, которого французы при отступлении
замучили до смерти. По данным партизана Сеславина, еврейский ремесленник
из Ошмян, сообщил ему о появлении там самого Наполеона, провел отряд по
глубокому снегу через лес в спящий город, но император к тому времени
успел уйти. Известно, что еще два еврея повторили подвиг Ивана Сусанина:
в Шклове торговец Эйтинген отказался показать французам дорогу на
Могилев и был ими повешен, а в Борисове за аналогичный поступок был
расстрелян некий Игумнер.
При отступлении Наполеона еврейские общины брали под контроль
пересылку почты, мешали французам разрушать мосты, а если это им не
удавалось, восстанавливали их своими силами до прихода русских. Не
случайно организатор партизанской войны в тылу французов Денис Давыдов,
освободив Гродно, передал власть в городе не полякам, а еврейскому
кагалу, подчинив ему полицию для поддержания порядка. Богатые евреи
финансировали строительство госпиталей и складов, поставляли русской
армии амуницию и боеприпасы, имея удостоверения для беспрепятственного
передвижения по стране. Банкир Абрам Перетц, крупный судостроительный
подрядчик, своим опытом и деньгами значительно помог снабжению армии
провиантом, потратив на эти цели собственные 4 млн. руб., которые казна
не вернула ему, вследствие чего он разорился.
Если на территории Российской империи евреи в подавляющем большинстве
не поддержали Наполеона, на территории вассального по отношению к
Франции Герцогства Варшавского обстоятельства сложились по-иному.
Варшавское герцогство было создано Наполеоном из польских земель,
отобранных им у Австрии и Пруссии. Большинство живших там поляков с
надеждой взирало на Французскую империю, рассчитывая, что она вернет им
утраченную государственность. Общему патриотическому порыву поддались и
многие польские евреи. И если Ребе Шнеур-Залман, живший в России,
отнесся к Бонапарту резко негативно, то, например, хасидский цадик
Исроэл из Козениц сперва надеялся улучшить положение польских евреев с
помощью Наполеона, однако впоследствии разочаровался и на вопрос о
перспективах его похода на Россию ответил: «Нафоль типоль», - дословно:
«неминуемо падет» (игра слов: «нафоль» или «наполь» созвучно с именем
Бонапарта). И все же некоторые евреи из Польши, германских государств и
самой Франции участвовали в войнах Наполеона.
Свидетельства о пребывании евреев в Великой армии приводит в своем
масштабном историческом труде «Очерк времен и событий» Феликс Кандель:
«В Дубровне, в первый день еврейского Нового года, старик-еврей
увидел французского солдата, который стоял на карауле и что-то тихо
шептал. Прислушавшись, старик расслышал слова новогодней молитвы на
еврейском языке, и когда солдат сменился с караула, старик пригласил его
домой на праздничную трапезу.
В Креславке двое французских солдат поймали на улице гусей, а потом
остановили перепуганного еврейского мальчика и попросили проводить их к
резнику, чтобы тот зарезал им птиц по еврейским правилам.
Когда Наполеон жил в Витебске, у одного еврея-лавочника брали овощи
для императорского стола. Однажды этот еврей отправился во дворец, чтобы
получить причитающиеся ему деньги. Но во дворце, среди блестящей
императорской свиты, лавочник, естественно, растерялся. Вдруг подошел к
нему один из придворных, заговорил с ним по-еврейски и помог получить
деньги. Более того, он проводил лавочника в сад и показал ему издалека
самого Наполеона, который сидел на балконе и слушал музыку. "Такой
дивной музыки, - вспоминал потом лавочник, - я никогда прежде не
слышал"».
Надежды еврейских масс Российской империи на то, что после победы над
Наполеоном их положение улучшится, не оправдались. Вскоре после войны
был распущен Комитет по еврейским делам и подтверждены все прежние
запреты для евреев. Последовал новый указ об их выселении из сельской
местности и ограничении переселения в ряд губерний. Особенно возросла
скученность и нищета евреев в городах и местечках Белоруссии, где до
предела упала доходность их промыслов и начался голод. К концу
царствования Александра I для «обращения иудеев в истинную веру» было
создано «Общество израильских христиан» с широкими полномочиями. После
воцарения Николая I положение еврейского населения империи лишь
усугубилось. Евреев начали привлекать к воинской повинности, был урезан
список территорий, входивших в Черту оседлости. На торгово-ремесленную
деятельность евреев в местечках также налагались дополнительные
ограничения.
Все эти ограничения и дискриминация привели к обнищанию широких
еврейских масс и усилению среди них социального брожения, вылившегося во
второй половине столетия в массовую эмиграцию и в революционный протест
во имя спасения отечества от самодержавия, социальной несправедливости и
национального гнета.
|