Газета "Наш Мир" br>В эти выходные американцы толпами потянутся в универмаги и интернет-магазины, чтобы принять участие в традиционной американской распродаже по случаю Дня труда. Шоппинг в праздничные выходные может быть разным – от размеренного и нераздражающего до близкого к психозу, поэтому сохраняйте спокойствие с учетом розничной психологии.
• Надо ли мне беспокоиться, что я стану «шопоголиком»? Как показывают исследования, расстройство, связанное с импульсивным совершением покупок встречается у 5-15% населения. Обнаружено, что среди подростков от этой зависимости страдают около 3,5%. С медицинской точки зрения склонность к импульсивным покупкам зависимостью не является, однако психологи разработали тест, известный под названием «Шкала склонности к импульсивным покупкам» (Compulsive Buying Scale), который позволяет проанализировать проблемы поведения, если вас это заинтересует. Подобно всем тестам, разработанным для определения симптомов зависимости, этот тест предлагает пациентам рассказать о чувстве стыда или вины в связи с совершением покупок. Если сумма баллов равна или превышает 42, возможно у вас проблемы.
• При каких состояниях вероятнее всего может возникнуть импульсивное покупательское поведение? С повышенным риском проблемного покупательского поведения связывают определенные факторы – к ним относятся регулярное курение, употребление марихуаны и других наркотиков, а также наличие расстройств и перепады настроения. Неясным пока остается вопрос, является ли склонность к импульсивным покупкам наследственной; пока генетические исследования не дали определенных результатов, однако по отдельным наблюдениям ученых склонность к импульсивным покупкам охватывает целые семьи. Пока мало известно о том, что является побудительным фактором возникновения такой склонности к импульсивным покупкам, однако исследования позволили выявить связь между этой импульсивностью и другими расстройствами поведения, например, избыточная, которую можно лечить приемом селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (SSRI). Другие ученые высказывают предположение, что совершение покупок моделирует реакции, подобные тем, что возникают у наркозависимых под воздействием наркотиков, при этом каждый эпизод служит запускающим механизмом для выработки и выброса допамина, который наш мозг воспринимает как награду.
• Кто склонен к приобретению ненужных ему вещей и что он покупает? Исследование распродаж в округах и в магазинах поношенных вещей, проведенное социологами штата Пенсильвания и Brigham Young University, обнаружило, что наиболее часто в таких местах делают покупки люди с низким и средним уровнем доходов в периоды экономической нестабильности. Они приобретают больше мебели и одежды, не испытывая при этом особого удовольствия. Напротив, более обеспеченные приглядываются к антиквариату и безделушкам. В целом шопоголики более склонны набирать относительно недорогие предметы (и в большом количестве), обувь, бижутерия и косметика входят в пятерку самых приобретаемых покупок.
• Как можно избежать совершения покупок под воздействием эмоций? «Розничная терапия» влечет за собой развитие плохого вкуса. Термин означает и иррациональное поведение, которого можно было бы избежать, если бы человек попытался чуть больше контролировать себя. Однако, согласно проведенному недавно исследованию, некоторые люди включаются в так называемый «опережающий шоппинг» и используют его как средство преодоления стрессовых ситуаций, не дожидаясь их. Был проведен анализ поведения студентов Северо-западного университета (Northwestern University), при этом ученые сообщили участникам, что те пройдут тест на уровень интеллектуальных способностей. Непосредственно перед проведением теста группе участников и контрольной группе студентов предложили в рамках теста совершить покупки. Ученые предложили студентам ассортимент таких товаров, связанных с умственной деятельностью, как словари, а также нейтральных товаров, таких как шоколад. Студенты, которых ориентировали на прохождение интеллектуально теста, стремились больше потратить на те товары, с помощью которых они могли бы чувствовать себя более умными, а не на нейтральные товары. Результаты исследования еще раз подтверждают идею о том, что все покупкив определенной степени совершаются под воздействием эмоций. И самым лучшим способом противостоять этому было бы создать для себя жесткие рамки, чтобы было меньше соблазнов совершать покупки, или, например, порвать на мелкие кусочки кредитные карточки, либо полностью признаться в своей беспомощности и незащищенности каждый раз, когда вы приходите в магазин.
|