После распада советского блока каждая бывшая советская среднеазиатская республика выбрала свой путь развития.
Их объединяет то, что каждая из них стала искать способ сближения с Соединенными Штатами Америки. Наибольшего успеха в этом добился Узбекистан.
Подтверждением этому стал недавний визит госсекретаря Блейка в страны бывших советских среднеазиатских республик. Высший чиновник Соединенных Штатов, изменив план, не посетив, стоявший в плане визита Казахстан, отправился в Узбекистан. Этот шаг определил приоритеты Вашингтона в регионе. Также на территорию Узбекистана были перенесены переговоры мировых бизнес-лидеров с представителями среднеазиатских республик.
Для того чтобы представитель США так кардинально изменил план и порядок посещения среднеазиатских государств и пренебрег возможностью обсуждения стратегии сотрудничества с самой экономически развитой страной среднеазиатской части бывшего советского блока – Казахстаном, требовалась серьезная причина.
И она вскоре прояснилась – Вашингтон вышел с предложением к властям Узбекистана о размещении на его территории американских войск. США прекрасно понимают, что при согласии Ташкента будет достигнута многофакторная цель: Китай окончательно будет окружен американскими военными базами, у США появится еще один аргумент в «разговоре с Москвой» и для Пентагона становиться неактуальной проблема, связанная с требованием Киргизии вывести со своей территории американский военный объект (базу ВВС).
Активное сближение Узбекистана и США началось недавно. Распоряжением Х. Клинтон Узбекистан был исключен из черного списка стран, в которых нарушаются права человека. В Узбекистан один за другим стали приезжать делегации различных ведомств: Пентагона, Белого дома и госдепа. Делегация Узбекистана была приглашена на саммит НАТО, проводившийся в этом году в Чикаго. Именно там была достигнута окончательная договоренность, по которой Узбекистану передавался военный груз коалиционных сил, вывозимый из Афганистана. Часть груза передавалась безвозмездно, а часть на хранение.
То, что предложение США о размещении военных баз на своей территории принято Ташкентом, говорит тот факт, что Узбекистан в срочном порядке принял закон об оплате международными перевозчиками проезда по дорогам страны в расчете хорошо заработать на будущем военном транзите грузов.
Основываясь на опубликованных сведениях на сайте Wikileaks можно сделать вывод, что лидер Узбекистана с 2000 года ведет переговоры с официальными лицами США. Суть их в том, чтобы наладить дружеские отношения с Соединенными Штатами и выйти из-под влияния Москвы.
В 2005 году, когда США негативно отреагировали на андижанские события, Узбекистан подписал с Россией документ о стратегическом партнерстве. Но ни для кого, даже для сторон заключенного соглашения, не было секретом, что Каримов в любое время возвратиться к переговорам и предложениям о сотрудничестве к Вашингтону. Каримов в беседах с послом США неоднократно обвинял Россию в действиях, направленных на установление российской гегемонии в азиатском регионе, заверял новых покровителей в том, что не позволит русским занять ведущие позиции в Центральной Азии, а также постоянно подтверждал свою готовность прислушаться к мнению Соединенных Штатов по вопросам, касающимся внутренней и внешней политики страны. Ключевой фразой всех переговоров для Каримова стало утверждение, что Узбекистан находится «в центре исламского мира».
Также неоднократно президент Узбекистана критиковал Казахстан за его часто меняющиеся внешнеполитические приоритеты. Американские дипломаты подтверждают в своих отчетах, что, по словам Каримова, его точку зрения по поводу отношений с Россией поддерживают Азербайджан, Украина, Грузия. Бывший посол США в России Д. Беркли в своем докладе пишет о том, что Россию не интересует экономические контакты Узбекистана с Соединенными Штатами. Озабоченность российских властей вызывает налаживаемое военное сотрудничество между этими странами. И хотя узбекские дипломаты в Москве заверяют власти России о полном взаимопонимании и дружбе, они не скрывают, что Россия для них не главный стратегический партнер.
Договариваясь с США о размещении на своей территории, так называемого, Центра оперативного реагирования, власти Узбекистана вполне осознают, что нарушают свою же провозглашенную внешнеполитическую концепцию об отказе размещения иностранных военных баз. Декларируется, что основная задача этого центра – координация действий при обострении ситуации в среднеазиатском регионе. Следовательно, на территории Узбекистана будет создан крупнейший военный объект США в Центральной Азии.
По мнению ряда аналитиков, Россия постепенно теряет влияние на страны среднеазиатского региона. Москве все чаще приходится оплачивать проекты бывших советских среднеазиатских республик в обмен на сохранение своих позиций в регионе.
Россию, конечно, тревожит размещение на территории Узбекистана американской военной базы, поэтому приходится искать новых стратегических партнеров в этом не простом регионе. Так, Москва и Киргизия подготовили проекты соглашений о сотрудничестве в экономической, военно-технической и энергетических сферах. Переговоры шли очень трудно. Например, Киргизия в ультимативной форме требовала от Москвы осуществить строительство Камбаратинских ГЭС, выполнить изыскательские работы по разведке газа и нефти на территории страны и иные экономические преференции. Также предметом шантажа со стороны Киргизии стал торпедный завод, на который претендует Россия, имея соперников – турков и индусов. В свою очередь Москва напомнила Бишкеку о наличие непогашенного долга перед Россией в размере $500 млн.
В настоящее время совместными усилиями Киргизия и Россия преодолели все разногласия, включая размещение до 2017 года российских военных на территории Киргизии. Также по взаимной договоренности будет полностью списан долг Киргизии перед Россией.
Возможно, такое сближение двух стран, позволит ускорить вывод американской базы с территории Киргизии, а также укрепит влияние России на среднеазиатский регион.
Автор Валерий Бовал