11 сентября Барак Обама и Митт Ромни развернули информационную борьбу после нападений на посольства США в Ливии и Египте. Сегодня это противоборство вышло на новый уровень, так как стало известно, что одним из погибших американцев оказался посол в Ливии Кристофер Стивенс (Christopher Stevens).
Он и еще три человека были убиты во время обстрела американского консульства в Бенгази из гранатометов и автоматического оружия. Причиной для нападения стала вспышка ярости ливийцев, которую вызвал любительский американский фильм «Невинность мусульман» (Innocence of Muslims). Верующие посчитали его богохульством, оскорблением ислама и пророка Мухаммеда.
Вечером 11 сентября Митт Ромни перешел в наступление на администрацию Обамы, которая не «осудила нападения», а «выразила симпатию тем, кто их устроил». На самом деле, Госдепартамент, разумеется, выступил с критикой произошедшего, хотя американское посольство в Египте еще до нападений действительно осудило «постоянные попытки некоторых неблагоразумных людей ранить религиозные чувства мусульман».Тем не менее, на пресс-конференции 12 сентября Ромни все же настоял на своем и подчеркнул:
«Мне кажется, что Америка идет по неправильному пути, когда извиняется за наши ценности, хотя в случае нападения первым ответом США должно стать возмущение. Этот пресс-релиз был чем-то вроде извинения, и я считаю, что это очень неудачный расчет».
Кандидат от республиканской партии уверен, что не допустил ошибки, когда обнародовал собственный пресс-релиз вечером 11 сентября. По его словам, он никогда не колеблется, если видит что-то, что «нарушает наши принципы».Некоторое время спустя Барак Обама жестко осудил нападение в Ливии и заявил, что «справедливость будет восстановлена», перед тем, как отправиться в Госдепартамент с Хиллари Клинтон.
Заявление на заявлениеЧтобы лучше понять стратегию Ромни против Обамы, нужно вспомнить о том, что произошло 11 сентября. Утром посольство США в Египте выпустило пресс-релиз с критикой антиисламского фильма, который стал причиной антиамериканских волнений:
«Посольство осуждает постоянные попытки некоторых неблагоразумных людей ранить религиозные чувства мусульман - точно так же, как мы осуждаем любые попытки оскорбления верующих, вне зависимости от их религии».
После нападения лагерь Ромни перешел в наступление на администрацию Обамы и выпустил такое сообщение:«Я возмущен нападениями на дипломатические миссии в Ливии и Египте и гибелью сотрудника консульства в Бенгази. Меня поражает, что первой реакцией администрации Обамы стало не осуждение нападений на наши дипломатические миссии, а выражение симпатии тем, кто их провел».
Тем не менее, как напоминает Mother Jones, пресс-релиз посольства в Египте был обнародован до нападений, которые привели к гибели Кристофера Стивенса в Ливии. После этих событий госсекретарь Хиллари Клинтон незамедлительно и в самой жесткой форме осудила случившееся:«Я самым категорическим образом осуждаю сегодняшнее нападение на нашу миссию в Бенгази (…) Для насильственных действий подобного рода не может быть оправданий».
Администрация Обамы также открещивается от пресс-релиза своего посольства в Египте: анонимный источник сообщил Politico, что «пресс-релиз посольства в Каире не был предварительно одобрен в Вашингтоне и не отражает взглядов правительства США».Как бы то ни было, на сайте Slate журналист Дейв Вейгель (Dave Weigel) напоминает о том, что в момент выхода датских карикатур реакция администрации Буша во многом напоминала ответ посольства: она заявила, что понимает, «почему мусульмане считают оскорбительными эти рисунки», хотя при этом и подчеркнула важность свободы слова.
«Октябрьский сюрприз» в предвыборной кампании?
За всей этой историей, которая на первый взгляд может показаться обыкновенным обменом заявлениями, скрывается ожесточенная информационная борьба по вопросу американской внешней политики в предвыборной кампании. Вечером 11 сентября (до подтверждения сведений о погибших американцах) советник Ромни Рич Уильямсон (Rich Williamson) отметил во время ток-шоу, что нападения напрямую связаны с «потерей американского лидерства и престижа на Ближнем Востоке из-за провальной политики администрации Обамы в регионе».Пресс-релиз Митта Ромни, который должен был находиться под запретом до одной минуты первого (в знак уважения к памяти 11 сентября), в конечном итоге был обнародован вечером, - после того, как представитель предвыборного штаба Обамы дал такой ответ:
«Мы шокированы тем, что сейчас, когда США столкнулись с трагической гибелью одного из наших дипломатических представителей в Ливии, губернатор Ромни решил начать политическое наступление».
Выходит, что кандидаты получили свой «октябрьский сюрприз» на месяц раньше срока? Под этим термином подразумевается важное событие, которое происходит в американской предвыборной кампании в октябре (то есть за месяц до выборов) и может изменить результаты голосования. Будущие заявления Обамы и Ромни могут оказаться решающими на выборах 6 ноября, тем более, что позиции республиканца по вопросам внешней политики сейчас на удивление слабы.Но докажет ли эта наступательная политика Ромни свою эффективность? Пока СМИ воспринимают ее довольно скептически. Бен Смит (Ben Smith) из Buzzfeed написал в Twitter, что при виде заявления Ромни «закатывает глаза» не только пресса. По его словам, убедиться в этом можно, обратившись к любому республиканцу, который разбирается во внешней политике.