Еврейский год 5772 начинался и заканчивается нападениями на дипломатические миссии. В прошлом сентябре, за несколько дней до Рош а-Шана, бушующая толпа разгромила посольство Израиля в Каире. Только вмешательство Белого дома спасло сотрудников от расправы. В эти дни американские дипмиссии сами обороняются от мусульманских погромщиков по всему миру. Очевидно, отношения между Западом и исламом становятся все дальше от дипломатии и других цивилизованных действий.
Отношения между Иерусалимом и Каиром за прошедший год более или менее стабилизировались, хотя на парламентских выборах в Египте исламисты набрали большинство, а в президентской гонке победил кандидат от "Братьев-мусульман" Мухаммед Мурси. Недавно Израиль дал согласие на антитеррористическую операцию египетских войск на Синае, а ранее извинился перед Каиром за гибель египетских пограничников, погибших в перестрелке между ЦАХАЛом и террористами. Эти уступки – не такая большая цена за сохранение "холодного мира" с Египтом в условиях общей нестабильности региона.
Самый острый региональный конфликт – война в Сирии – практически не затронул Израиль. В целом относительное спокойствие в израильской внешней политике вызвано тем, что страны региона заняты собственными делами. Затяжная "арабская весна" продемонстрировала миру, что на Ближнем Востоке есть более серьезные проблемы, чем страдания палестинцев под израильской "оккупацией".
Отношения с Анкарой продолжали портиться. Турецкое правительство заморозило торговые связи с Израилем в военно-промышленной сфере. Израиль, со своей стороны, на четверть сократил экспорт своих товаров в Турцию. В списке торговых партнеров Израиля Турция с третьего места опустилась на шестое. Израиль отказался поставлять американскому концерну "Боинг" компоненты к самолетам AWACS, предназначенных для турецкой армии. Турция заблокировала участие израильской делегации в саммите стран НАТО, а прокуратура Анкары выдвинула обвинение против военнослужащих израильских ВМС, участвовавших в штурме судна "Мави Мармара".
Закулисные попытки восстановления отношений не увенчались успехом.
Прошедший год ознаменовался попытками палестинского руководства в одностороннем порядке добиться международного признания. 11 ноября Совет Безопасности ООН предсказуемо отказался признать независимость Палестины, однако Аббас готовит очередной запрос о повышении статуса ПА в ООН с наблюдателя до государства-наблюдателя. Это будет означать формальное признание Палестины государством на уровне ООН, что откроет ей дорогу к подаче исков против Израиля в Международный суд в Гааге.
Тем временем, ФАТХ и ХАМАС сделали еще один шаг к объединению. На встрече в Дохе (Катар) Махмуду Аббасу было предложено возглавить будущее переходное правительство национального единства.
Процесс урегулирования по-прежнему топчется на месте. Правда, Махмуд Аббас вроде бы согласился отказаться от предварительных условий для диалога, включающих запрет строительства на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме. Но теперь он требует освобождения всех палестинских заключенных и разрешения на импорт оружия для силовых структур ПА.
Самой большой проблемой остается Иран. Иранские разработчики подходят вплотную к созданию ядерного оружия, а воинственная риторика иранских руководителей в адрес Израиля не прекращается. От того, что мир наконец осознал опасность атомной бомбы в руках аятолл, ничего по сути не изменилось. Иранские власти продолжают морочить голову инспекторам МАГАТЭ и всему международному сообществу. Впрочем, участие делегаций из 120 стран, а также Генсека ООН, в саммите неприсоединившихся государств в Тегеране говорит о том, что до международной изоляции Исламской республики еще далеко.
Еще один год прошел в прогнозах и спорах, когда и как Израиль ударит по Ирану. В последние дни стало очевидно, что на помощь США Иерусалиму лучше не рассчитывать. Выступления ряда американских военных и политиков, слухи о тайном обращении Белого дома к Тегерану с предложением не атаковать американские базы в случае нападения Израиля – все это говорит о том, что Вашингтон постарается избежать силового решения. Обама откровенно дал понять Нетаниягу, что для него единственная "красная черта" - появление у Тегерана бомбы, а не определенный уровень обогащения урана.
В последний год переориентация США на новых союзников в регионе стала особенно очевидной. Вашингтон заключил крупную военную сделку с Саудовской Аравией и пообещал содействовать странам Персидского залива в создании региональной системы ПРО, не согласовав эти шаги с Израилем. Нетрудно понять, что США все труднее увязывать свои планы с союзническим долгом.
В целом, отношение в мире к Израилю лучше не стало. Согласно ежегодному опросу Би-би-си, еврейское государство занимает третье место, после Ирана и Пакистана, среди стран, негативно влияющих на ситуацию в мире. О том, что Израиль представляет угрозу для мирового порядка, заявили 50% респондентов в разных странах.
Об отношении к Израилю свидетельствует и отказ оргкомитета летней Олимпиады почтить память жертв теракта в Мюнхене. Нынешняя Олимпиада не принесла Израилю наград; без успехов прошел и конкурс Евровидение.
Прошедший год ознаменовался рядом целенаправленных террористических атак на евреев и израильтян за рубежом - расстрел учителя и учеников еврейской школы в Тулузе, взрыв автобуса с израильскими туристами в болгарском Бургасе, попытки нападения на посольства в Индии, Таиланде и Грузии. По мнению американских и израильских аналитиков, за большинством этих акций стоит Иран.
К положительным моментам прошедшего года можно отнести укрепление связей с Азербайджаном, который может заменить Турцию как союзника Израиля в мусульманском мире. Израиль заключил с Баку сделку на 1,6 млрд долларов на поставку беспилотников и систем противоракетной обороны. В январе азербайджанские спецслужбы предотвратили попытку теракта против еврейской школы в Баку.
Расширяется экономическое сотрудничество с Россией, увеличивается поток российских туристов в Израиль. Президент Владимир Путин посетил еврейское государство и участвовал в открытии памятника воинам Советской Армии в Нетании. Однако Россия по-прежнему блокирует в Совбезе ООН антисирийские и антииранские санкции.
Подводя итоги еврейского года, можно сказать одно: он был не самым тяжелым. Но он еще раз убедительно показал, насколько Израиль одинок в этом мире.