15 сентября отмечается годовщина «независимости» Центральной Америки. Экскурсия по трагической истории региона, где элиты креолов и индейцев, перенявших европейские традиции, всегда выступали против территориального и политического суверенитета.
191 лет назад, 15 сентября 1821 года, генерал-капитанство Гватемала, включавшее в себя провинции Гондурас, Гватемалу, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рику и Чьяпас, провозгласило свою «независимость» от испанского господства без каких-либо революций или актов героизма. Захватчики «ушли» так же, как и пришли, и оставили элиту креолов и европеизированных индейцев получать доход от грабительского режима, установленного при колониальном управлении. Первые объединились в консервативную партию, а последние - в либеральную.
Мотивом той «независимости» без революционных изменений стал не какой бы то ни было политический проект, но желание легализовать контрабандную торговлю, практиковавшуюся в колониальный период. В виду своей неспособности родить независимый политический проект выступавшая за «независимость» элита передает центроамериканские территории под власть Первой мексиканской империи Итурбиде вплоть до 1823 года, когда империя перестала существовать.
С самого начала консерваторы желали сдаться под британское правление, а либералы – под власть США. Обе элиты не чувствовали себя в состоянии суверенно «управлять» территорией, которую им так и не удалось понять. И так до 1850 года, когда США и Великобритания подписали Договор Клейтона — Булвера, гарантировавший взаимное ненападение и совместное колониальное господство в «независимой» Центральной Америке.
Важно отметить, что, как гром среди ясного неба, в горах Гондураса появился креол-либерал Франциско Морасан с предложением создать государство Соединённые Провинции Центральной Америки. Этот самоучка прошел через тяжелую борьбу, продолжавшуюся в течение почти десятилетия, ради того, чтобы превратить Центральную Америку в суверенную страну с мышлящим обществом, но укоренившиеся мракобесие клерикалов (которые отказывались отменять десятину, не использовать рабский труд коренного населения и т.д.) и провинциальная жадность элит общества были сильнее. Морасана расстреляли в защиту религии и Центральной Америки 15 сентября 1842 года в Коста-Рике.
Во второй половине девятнадцатого века было предпринято несколько незаконченных попыток провести либеральные революции, чтобы модернизировать и сделать независимой Центральную Америку, но все они были раздавлены угнетающим религиозным мракобесием и помутненным рассудком новых руководителей. Более того, эта территория была преподнесена на блюдечке иностранным поставщикам бананов, торговцам древесиной, кофе и т.д. В настоящее же время даже макиладоры - промышленные предприятия сборочно-конвейерного характера, использующие дешевую местную рабочую силу, - бегут из таких стран, как Гондурас, Гватемала и Сальвадор, из-за уровня смертности, невыносимо высокого даже для преступников.
Коста-Рика развилась как отдельная страна, потому что в первые десятилетия ХХ века ее гражданская и военная элиты решили провести историческую перестройку и серьезно и настойчиво сделали ставку на национальный проект, основанный на образовании своего народа. То есть они больше стимулировали разум, чем веру. Но в других странах региона в школах и университетах по-прежнему продолжают преподавать Библию по памяти, превращая население в легковерное, покорное, безвластное, фаталистское общество, ожидающее второго пришествия Господа, который никогда не приходит.
Двадцатый век стал свидетелем нескольких попыток обрести независимость, предпринятых частью общества левого толка. Но землевладельцы и военные из плутократических государств заставляли уходить в подполье носителей мечты об обретении достоинства и независимости. И вот так, в лесных зарослях, военные убивали непокорных повстанцев. В Гватемале революция победила еще до партизанской войны, но была сорвана военным переворотом, поддержанным правительства США из Гондураса в 1954 году. В Никарагуа временное торжество Сандинистского фронта национального освобождения в 1979 году заложило основу для текущего сандинистского процесса, который превращает Никарагуа в наиболее безопасную страну с наименьшим уровнем насилия в регионе после Коста-Рики.
Если в последние десятилетия двадцатого века Центральная Америка был превращена в военный ангар США, чтобы атаковать призрак коммунизма в Латинской Америке, то в настоящее время неостановимая армия руководителей иностранных компаний разрабатывает и осуществляет планы по выжиманию последних капель общественного достояния, которое уплывало из региона в течение пяти веков внешнего и внутреннего колониализма. И перед лицом появляющегося организованного социального сопротивления усиленному неолиберализму военные базы США возвращаются на эту территорию, которую никогда и не покидали, «для борьбы с наркотиками». Этот бизнес, которому США сами способствовали и способствуют по сей день, чтобы производить вливания свежего капитала в свою финансовую систему, не может выжить без преступлений.
В XXI веке Центральная Америка в силу своего геополитического положения попала под перекрестный огонь, в котором высокомерие всевластного Севера и достойный суверенитет Юга определяют успех или провал жизни на планете. И торжество суверенной и достойной жизни не зависит от воли и интеллекта элит, пристрастившихся к зависимости, но от возникающих новых и смелых социально-политических субъектов, начинающих свой извилистый путь к освобождению, который элиты всегда избегали.
У Центральной Америки нет времени продолжать ожидать Мессию или Освободителя, который никогда не приходил и никогда не придет. Каждый из нас должен посметь пойти по своему пути любви, солидарной автономии и критического мышления. Центральная Америка не обречена на существование в роли кладбища или границы со смертью. Наша судьба заключается в достижении победы цивилизации жизни, теснящее с юга варварство северной смерти. Для этого Мать Земля поместила нас нас в центр нашей Абия Ялы – американского континента.