Дамаск якобы активно поставляет его группировке «Хезболла».
В отличие от Саддама, у Асада, кажется, есть химическое оружие. Во всяком случае, имелся аж целый генерал, отвечавший за его хранение. И хотя этот генерал по имени Аднан Силлу дезертировал из армии три месяца назад и укрылся за границей, но о планах сирийского президента относительно применения химоружия он осведомлен до сих пор.
Вопреки прозвучавшему в июле заявлению официального Дамаска о том, что поражающие химические вещества могут быть применены только против внешней агрессии, этот генерал точно знает – в критической ситуации мишенью станет Сирийская освободительная армия, что, по его словам, может привести к массовой гибели мирных граждан.
Вообще-то химическое оружие тем и отличается, что при его применении страдают все, кого накроет ветром. Так что исключать действительно ничего нельзя. Наверное, самой разумной тактикой при таких обстоятельствах было бы все-таки воздержаться от вмешательства извне.
Но тут США и их западные союзники клонят к тому, что интервенция необходима, чтобы оружие не было применено, а Асад именно им и пытается сдержать интервенцию, совершенно логично считая это единственной возможностью избежать судьбы Ливии и Ирака. Посему июльское заявление Дамаска может быть просто пропагандистским ходом, не имеющим под собой реальных оснований.
И тут генерал-дезертир нашел вторую опасность, исходящую от химоружия Дамаска, заявив, что тот якобы поставляет его террористам «Хезболлы», а те планируют использовать полученное против Израиля. Неясно, однако, почему, имея сирийское химоружие, «Хезболла» до сих пор ни разу не пустила его в дело. Кажется, террористы не сильно задумываются о последствиях своих действий и, заполучив в свои руки такую дубину, должны бы ее тут же использовать. На этот вопрос ответа нет.
Зато есть выдвинутые против лидера группировки «Хезболла» Хасана Насраллы обвинения во лжи. «Предполагалось разместить боеголовки с химическим оружием на ракеты и переправить их террористам «Хезболлы». Для использования против Израиля, разумеется», – подчеркнул Силлу. Тем самым генерал вступил в заочную полемику с Хасаном Насраллой, который заявлял, что террористы, в отличие от Израиля, не располагают атомным и химическим оружием. «Сила «Хезболлы» заключается в том, что мы не нуждаемся в подобных вооружениях», – уверял он.
Умозаключения генерала публикует The Times. В интервью газете Силлу поведал, что Башару Асаду и его генералам применение химоружия кажется менее опасным, чем победа оппозиционных сил. Более того, когда генерал еще находился на своем безвременно покинутом посту, сирийские власти уже задумывались о применении боевых химикатов. «Мы серьезно обсуждали использование химоружия, включая то, как мы его применим и на каких территориях», – цитирует генерала The Telegraph.
По мнению Силлу, ситуация с поставками химоружия «Хезболле» не изменилась с момента его побега. «Если начнется война между «Хезболлой» и Израилем, это только на руку Сирии», – считает генерал.
Интервью генерала стало бальзамом на душу мировому сообществу, которое накануне с тревогой узнало о проведенных сирийской армией в августе испытаниях химических боеприпасов. Источником информации послужило издание Der Spiegel, поведавшее о пробных стрельбах ракетами и танковыми снарядами с химической начинкой, прошедших на базе «Ас-Сафира». База расположена в пустынной местности восточнее Алеппо и является крупнейшим полигоном химоружия сирийской армии. В общей сложности было выпущено пять или шесть ракет и снарядов.
По сведениям журнала, на полигон были доставлены на вертолете офицеры иранского Корпуса стражей исламской революции. Издание предполагает, что они были наблюдателями. Ранее в СМИ сообщалось о работе на базе «Ас-Сафира» специалистов из Ирана и Северной Кореи. А месяц назад обычную охрану базы заменили бойцами элитных подразделений 4-й дивизии.
Несколько настораживает, правда, одновременное присутствие на этой базе представителей почти всех т. н. «стран-изгоев», напоминающее специально подготовленную страшилку. А также то, что масла в огонь подливают СМИ с непонятными источниками информации, а спецслужбы, от которых она и должна бы исходить, отмалчиваются.
Напомним, что в конце августа президент США Барак Обама заявлял о возможности американского военного вмешательства в сирийский конфликт, если в регионе возникнет угроза применения химического или биологического оружия. Почти сразу же вслед за этим на территорию Сирии были заброшены отряды британского спецназа для установления точного местонахождения складов химического и биологического оружия и их возможной ликвидации. Судя по отсутствию сообщений, пока ничего не ликвидировали.
Но, возможно, нашли, поскольку в начале сентября сообщалось, что правительство Сирии рассредоточило запасы химических вооружений по различным складам на территории страны и, как уверяют повстанцы, в аэропортах вдоль границ. Всего в распоряжении сирийской армии может быть несколько сот готовых химических боеприпасов и исходных компонентов. Теперь они размещены примерно на 20 складах, что сильно осложняет задачу по нейтрализации химического оружия при иностранном военном вторжении.
Если же оно все-таки произойдет и повлечет за собой применение химического оружия, США будет очень непросто объяснить целесообразность тех жертв, которые последуют вслед за этим.
Александр Романов