Президент Обама оказался в крайне уязвимом положении в вопросах внешней политики. Если Митт Ромни и Пол Райан правильно разыграют свои карты, они могут выдвинуть мощный обвинительный вердикт против команды Обамы по поводу серийных провалов во внешнеполитической сфере.
Во-первых, как я уже отмечала, команда Обамы уже отказывается от своей собственной легенды о том, что нападения на американские посольства на Ближнем Востоке были спонтанными. Консервативные гуру внешней политики яростно атакуют. Бывший американский представитель в ООН Джон Болтон (John Bolton), работающий консультантом в штабе Ромни, сказал мне этим утром: «Реальность пробивается наружу. Но еще хуже первоначальной теории «спонтанности» то, что Госдепартамент отказался давать дальнейшие комментарии в связи с проводимым ФБР расследованием. Это говорит о том, что у администрации по-прежнему сохраняется убеждение, что терроризм - это не продолжающаяся война, а дело правоохранительных органов». Далее Болтон предупредил: «Такое фундаментальное непонимание террористической угрозы может привести лишь к абсолютно неэффективной политике США».
Клифф Мэй (Cliff May) из Фонда защиты демократий (Foundation for Defense of Democracies) прислал мне письмо похожего содержания. По его словам, тональность выступления пресс-секретаря Госдепартамента, свидетельствующая о том, что могли быть и другие причины нападений, «по-прежнему демонстрирует полное непонимание». Далее Мэй пишет: «Атаки 11 сентября 2001 года стали лишь одной из битв в той войне, которая началась намного раньше и продолжается по сей день. Можно предположить и следует предвидеть, что те, кто ведет против нас эту войну, те, кто называет себя нашими врагами, будут рассматривать годовщины 11 сентября в качестве удачных возможностей для атак – и будут под любым предлогом вербовать людей и разжигать ненависть. А в цифровую эпоху такие предлоги всегда под рукой». Теперь ждите, когда Ромни эхом откликнется на эти заявления.
Далее, у нас появляются все новые свидетельства того, что «перезагрузка» с Россией - это полный фарс. Washington Post опубликовала статью Дэвида Крамера (David Kramer) из Freedom House о решении российского президента Владимира Путина вышвырнуть из страны сотрудников Агентства международного развития США, USAID, которые продвигают там демократию.
После официального возвращения Владимира Путина на пост президента России в мае месяце началось масштабное закручивание гаек и широкое преследование гражданского общества и оппозиции. Кроме показного суда над членами панк-рок-группы Pussy Riot, власти осуществляют обыски в домах у критиков государства и у членов их семей, проводят уголовные расследования и преследуют в судебном порядке деятелей оппозиции и их жен и мужей, а также применяют жестокую силу против протестующих.
Между тем, если не считать заявлений пресс-секретарей с выражением обеспокоенности, президент Обама и большинство его европейских коллег фактически хранят молчание по этому поводу.
Что же делает Обама? Его администрация, пишет Крамер, говорит, что «выполнит требование Путина, изложенное на прошлой неделе в дипломатической ноте, и прекратит деятельность Агентства международного развития США USAID в России, начиная с 1 октября. Администрация пытается сохранить хорошую мину при плохой игре, но действует при этом крайне неубедительно. Вместо того, чтобы ответить отказом и вынудить Путина публично выгонять USAID из России (а при таком сценарии он может пойти на попятную), администрация Обамы безоговорочно капитулировала, не выступив при этом даже с выражением сожаления. Тем самым она предала и деморализовала российское гражданское общество, создав опасный прецедент».
Бывший заместитель советника по национальной безопасности Эллиот Абрамс (Elliott Abrams) высказывает аналогичное мнение в своем письме в Right Turn: «Политика «перезагрузки» администрации Обамы не дала ей ничего, кроме оскорбительного пренебрежения со стороны Путина и [министра иностранных дел Сергея] Лаврова, которые увидели в ней признак слабости Америки. Путин повернул вспять достижения в области демократии в России, а те отважные россияне, которые противостоят ему, не получают почти никакой помощи от Америки». Он рекомендует администрации прекратить свое противодействие принятию закона Магнитского и «расширить программы, нацеленные на оказание содействия российским демократам. [Путин] находится в уязвимом положении, а сопротивление его тактике советских времен и противодействие масштабной коррупции нарастает». Но такая политика при администрации Обамы невозможна, поскольку она пообещала, что во второй срок будет проявлять больше «гибкости».
И, наконец, недоработки Обамы в отношениях с Израилем очевидны, как никогда. Он находит время для встречи с президентом Египта из состава «Братьев-мусульман» Мохаммедом Мурси (Mohammed Morsi) и для выступления на шоу Дэвида Леттермана (David Letterman), но встретиться в Нью-Йорке с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху не может. Ах, они говорили по телефону? Но здесь есть такая особенность: символичность момента и проявление солидарности (а также отсутствие символов и такой солидарности) кое о чем говорят иранцам.
В некоторых кругах к Ромни придираются за его заявления на обеде по сбору средств, которые были записаны на видео. Там он сказал, что палестинские лидеры не заинтересованы в установлении мира с Израилем, в связи с чем лучшее, что мы можем сделать, - это «признать данный факт в качестве неразрешенной проблемы … и надеяться, что со временем как-то что-то наладится, и проблему удастся решить». Ну, наконец-то появился настоящий реалист! Кто-то сомневается, что сказанное им - правда? Это заявление, а также его предостережения Израилю о рисках для его безопасности в случае передачи Западного берега должны похоронить любые представления о том, что он не понимает истинное положение дел. Та откровенность, с которой Ромни говорит об израильско-палестинской ситуации, то внимание, которое он уделяет полному отсутствию интереса и инициативы у руководства Палестинской автономии (которое решило уйти с переговоров, провозгласить в ООН в одностороннем порядке свою государственность и объединиться с ХАМАС) резко контрастируют с действиями Обамы, похоже, уверенного в том, что израильско-палестинский конфликт связан только с поселениями Израиля.
Во всех этих вопросах - нападения на посольства, перезагрузка с Россией, Израиль – Обама живет в мире фантазий, не понимая главные мотивы этих стран и не зная, как воспользоваться американским влиянием. Ромни нельзя упускать такой шанс – надо атаковать Обаму по всем этим направлениям.
Свежие новости: Buzzfeed сообщает, что пресс-секретарь Белого дома Джей Карни (Jay Carney) в среду растерялся, не зная, как объяснить текущую версию администрации по поводу атак на посольства. Он заявил, что нападавшие просто хватали тяжелое оружие на ходу в ходе, возможно, не таких уж и спонтанных атак.
Между тем, другие официальные лица, которых больше заботит их личный авторитет и репутация, высказываются все более откровенно и громко. Вот сообщение Reuters:
«Они были убиты в ходе террористического нападения на наше посольство», - заявил во время слушаний в Сенате директор Национального контртеррористического центра Мэтью Олсен (Matthew Olsen), когда ему задали вопрос об атаках.
Олсен сказал, что сейчас ведется расследование, которое выяснит, не было ли это нападение запланировано именно на 11 сентября. Однако имеющаяся на сегодня информация указывает на то, что это была «атака наудачу», которая «продолжалась, то усиливаясь, то ослабевая, несколько часов».
По его словам, в том районе были хорошо вооруженные боевики. «В настоящий момент мы не располагаем конкретной разведывательной информацией, указывающей на то, что это нападение серьезно планировалось и готовилось заранее».
На тех же слушаниях сенатор от Республиканской партии Сьюзан Коллинз (Susan Collins) выразила согласие с заявлением ливийских властей о том, что нападение продумывалось заранее, тщательно планировалось и было связано с годовщиной терактов 11 сентября. Она выразила обеспокоенность по поводу охраны консульства, где не было морских пехотинцев, а безопасность обеспечивали иностранные граждане.
Олсен позднее заявил: «Есть указания на то, что лица, участвовавшие в нападении, могли быть связаны с «Аль-Каидой» и ее филиалами, в частности - с «Аль-Каидой в исламском Магрибе»».
Наверное, Белому дому не следовало на протяжении целой недели сначала делать заявления, а потом искать истину. Сейчас администрация должна сознаться, что у нее не было улик в доказательство ее заявлений. А она, вместо этого, выясняет, не было ли спланировано нападение 11 сентября в ознаменование, знаете ли, терактов 11 сентября 2001 года.