Пророк Мухаммед лежит на животе в одном тюрбане и спрашивает у пришедшего его снимать режиссера: «А что насчет задницы? Тебе нравится моя задница?» Чуть ниже на той же странице пророк стоит на коленях предоставив всем возможность лицезреть его достоинство, в то время как анус прикрывает пятиконечная желтая звезда. «Рождение звезды» – таков заголовок этого номера Charlie Hebdo. Как и было объявлено ранее, сатирическая газета опубликовала новые карикатуры на Мухаммеда. Решение во имя свободы слова, которое, тем не менее, втягивает Францию в водоворот гнева в мусульманском мире, завертевшийся после выхода исламофобского фильма «Невинность мусульман».
«Нельзя вести переговоры с фашистами. Закон дает нам право смеяться над чем угодно, а систематическая агрессия со стороны экстремистов только это подтверждает. Спасибо вам, идиоты», – написал в среду главред газеты карикатурист Шарб в редакционной статье. Журналист говорит о мусульманских фундаменталистах (салафитах), которые, как подозревают, стоят за начавшимися во вторник кровопролитными демонстрациями в Египте и Ливии, а затем и в Магрибе и на Ближнем Востоке. Кроме того, критика Шарба направлена и против 250 предполагаемых исламистов, которые в субботу смогли застать врасплох полицию и провести акцию протеста у американского посольства в Париже на площади Согласия.
Молодежь из пригородов
Проблема в том, что хотя демонстрации в Египте и Ливии, безусловно, были организованы салафитами, с парижской акцией все далеко не так ясно. Дело в том, что бороды и джеллабы носили всего несколько человек, тогда как большинство собравшихся были обычными молодыми людьми из пригородов. «Большинство этих молодых мусульман решили собраться совершенно спонтанно, потому что были возмущены антиисламским фильмом», – пояснил Point.fr социолог Самир Амгар (Samir Amghar). Этот специалист по салафизму приводит в доказательство тот факт, что они даже не позаботились о том, чтобы заранее обратиться в префектуру полиции Парижа за разрешением на митинг. Кроме того, продолжает он, на собрании у них не было никаких плакатов.
«Эта демонстрация не была разрешена властями, потому что у нее не было четких организаторов, – подчеркивает в свою очередь эксперт по исламу Матье Гидер (Mathieu Guidère). – Призыв был запущен в социальных сетях». По информации AFP, многие пришедшие на акцию молодые люди сообщили, что отправились на него после того, как получили SMS или сообщения в Twitter, в которых, например, один молодой парижанин говорил о «собрании исключительно для братьев». Помимо Twitter и Facebook призыв появился на нескольких мусульманских сайтах. В то же время в салафитских сетях ничего подобного замечено не было.
Путаница
Тем не менее, еще до появления окончательных результатов полицейского расследования бывший премьер-министр и член партии «Союз за народное движение» Франсуа Фийон (François Fillon) назвал этот митинг «салафитским» и выразил сожаление по поводу того, что такое собрание могло пройти в центре Парижа поблизости от Елисейского дворца. Министр внутренних дел Манюэль Вальс (Manuel Valls) в свою очередь заявил, что не потерпит на улицах «женщин в парандже и молитв», чем тоже отнюдь не разрядил обстановку. «Во Франции существует путаница с понятием «салафизм», которое часто используют как синоним для «терроризма», - сокрушается Самир Амгар.
«Это движение, которое выступает за чрезвычайно жесткую трактовку ислама, чем-то похоже на католический квиетизм, – объясняет эксперт. – Во Франции оно осуждает любую политизацию ислама и считает уличные демонстрации западным, а значит пагубным явлением». Всего на территории Франции в настоящий момент насчитывается около 12 000 салафитов. Одно из их наиболее радикальных объединений Forsane Alizza (Всадники гордости) было распущено по распоряжению правительства в феврале этого года. Тем не менее, как считает Матье Гидер, нельзя сказать, что салафиты не имеют никакого отношения к субботнему митингу.
Свобода слова
«Они бросили искру в социальных сетях, а затем отошли в тень, чтобы их не заметили», – уверен специалист. Но с какой целью? Матье Гидер видит во всем этом прямую связь с недавними акциями салафитов на другом берегу Средиземного моря. На протяжение уже нескольких месяцев исламские фундаменталисты в Тунисе устраивают нападения на объекты культуры, что приводит в смятение стоящих у власти «умеренных» исламистов из Партии возрождения (выходцы из «Братьев-мусульман»). «Такое же соотношение сил и во Франции», – уверен Матье Гидер.
«Салафиты находятся в меньшинстве по отношению к находящимся в руках «Братьев-мусульман» французских организаций (например, Французского совета мусульманской религии, прим.ред.) и пытаются заявить о себе с помощью громких акций», – полагает он. ФСМР старается успокоить страсти, хотя и не собирается отказываться от идеологической основы. Во вторник его представители заявили о своем «потрясении» этим «новым исламофобским поступком» и в то же время призвали французских мусульман «не поддаваться на провокацию». Как бы то ни было, в социальных сетях все равно появились новые призывы к демонстрациям. На субботу уже намечено несколько собраний в Париже и крупнейших городах страны.
В среду премьер-министр Жан-Марк Эро (Jean-Marc Ayrault) сделал заявление по этому поводу. Он подчеркнул свободу слова во Франции, в том числе и для карикатур, однако запретил субботние демонстрации, чтобы, по его словам, не допустить выхода ситуации из-под контроля. В тот же время министр иностранных дел Лоран Фабиус (Laurent Fabius) сообщил, что в пятницу в примерно 20 мусульманских странах в качестве «меры предосторожности» будут закрыты французские посольства, консульства и школы. «На этот раз оправдать запрет на демонстрации будет непросто, потому что с публикацией этих карикатур Charlie Hebdo вовлек Францию во внешние споры», – отмечает Матье Гидер. «Решение Эро совершенно нормально, – считает в свою очередь Самир Амгар. – С учетом нынешней международной обстановки, сложились все условия для того, чтобы ситуация вышла из-под контроля».