Стартовавшие 16 сентября учения IMCMEX-2012 в Ормузском проливе некоторые эксперты считают не только демонстрацией силы коалиционных войск, но и прологом к нанесению удара по Ирану.
В 12-дневных манёврах участвуют корабли из 25 стран (по другим данным - более 30) во главе с США. По этому поводу первый вице-президент русской Академии геополитических проблем Константин Сивков сказал, что «учения предназначены для отработки совместных действий корабельных сил, авиации, морской пехоты разных стран мира при решении достаточно сложной задачи разблокирования пролива. Я полагаю, что все-таки основная цель учений - именно это». А двадцать пять стран означает сильную коалицию, которую США сколотили в своих антииранских замыслах, считает Сивков.
Что касается решимости Запада и Израиля нанести удар по ядерным объектам Ирана, то она, по мнению эксперта, «достаточно велика». Правда, на данный момент «в военно-стратегическом отношении необходимых для эффективного удара по Ирану сил нет». Создание таких сил «потребует значительных материальных ресурсов, значительных финансовых вложений, в условиях кризиса это весьма проблематично для Запада. Что касается Ирана, то Иран сможет отразить удар группировки авиации численностью от 300 до 500 машин». При большем числе атакующих самолётов, «где-то порядка 1,5-2 тысяч машин, авиационные силы противовоздушной обороны Ирана будут подавлены, и задача разгрома ядерной программы Ирана может быть решена. Но 1,5-2 тысячи машин - это очень масштабная группировка, которая на данном этапе не создаётся». А «300-500 машин, заметьте, это очень немало, должно быть сосредоточено почти 80 процентов авианосного флота США».
Поэтому, считает аналитик, операция против Ирана будет провальной. Другое дело - рейды, подобные ударам по Триполи и Бенгази (1982 г.), - такие удары, по Сивкову, возможны.
Впрочем, эксперты и не говорят о немедленной атаке на Иран. Вот другое дело - после выборов в США, точнее, после Нового года, после инаугурации американского президента. Особенно если таковым сделается воинственный Митт Ромни. Тогда-то уж точно кто-то по кому-то ударит.
В сентябре участники Люксембургского клуба на встрече в Женеве много говорили о том, что удар по ядерным объектам Ирана нанесён всё же будет. И произойти это может как раз после инаугурации нового президента США. Это предвидят отставные генералы.
Известный эксперт, руководитель Института Ближнего Востока Евгений Сатановский полагает, что «максимальная вероятность обострения ситуации в Иране - между январём и июлем, но это не значит, что это не произойдёт раньше». Мнение, конечно, весьма туманное.
В случае «обострения» Иран может нанести превентивный удар. На днях бригадный генерал Корпуса стражей Исламской революции Амир Али Хаджизаде высказался на тему о войне. Её Тегеран начинать не станет, но зато может превентивно ударить по Израилю - в момент, когда тот «занесёт руку» для нападения. Причём одновременно Иран атакует базы США в Бахрейне, Катаре и Афганистане. И вообще, по словам генерала, враги Исламской Республики не способны оценить всю её военную мощь.
Иногда - а, может быть, часто, - кажется, что иранские военные недооценивают противника. К примеру, заместитель командующего КСИР Хосейн Салами заявил, что для Ирана Израиль никакой угрозы не представляет, ведь он даже с палестинцами справиться не в состоянии. «Достаточно батальона пехотинцев, чтобы в один день перебить хребет этому так называемому государству, ширина которого в некоторых местах не превышает 24 километров», - сказал Салами.
Таким образом, заметим, если для Израиля иранцам будто бы достаточно батальона стражей, то, чтобы разделаться с Америкой, Иран вначале покажет Бахрейну, Катару и Афганистану, где раки зимуют. Это не говоря о блокировке Ормуза, где сейчас тренируются воевать с Ираном военно-морские силы 25 стран.
Подобная иранская бравада (впрочем, привычная) на фоне европейских и американских санкций и политики угроз Израиля выглядит как минимум странной. К тому же ВВС Тегерана уже устарели (в отличие от израильских), ракеты «Шахаб-3» до Израиля не долетят, а ракеты «Sejil» (способны преодолеть расстояние свыше 2000 км) - долетят, но точность их оставляет желать лучшего (как бы Тегерану не попасть в палестинскую автономию). Превентивными ударами могут оказаться, вероятно, удары «Хезболлы» по израильской территории, но израильтяне знают, как с этим бороться: «купол», убежища, ответные ракеты и прочее.
Итак, бравада. На военные действия Иран способен, и осуществлять их в случае агрессии, вероятно, будет. Но действовать сразу на пяти фронтах - в Израиле, Бахрейне, Катаре, Афганистане и Ормузском проливе, который придётся минировать, Иран просто не сможет. И ему не под силу будет выстоять против коалиции из 25-30 государств.
Чем же вызвана такая бравада генералов и высокопоставленных чиновников Ирана? Ответ здесь один: работами по созданию ядерного оружия. Нетаньяху, израильский премьер-министр, скорее всего, прав, и спустя полгода Тегеран сделает соответствующее объявление.
Можно сколько угодно сомневаться в этом, но у Тегерана есть лишь один способ предупредить либо остановить военную агрессию: заявить о наличии атомной бомбы. Ахмадинежад наверняка слышал о судьбе Хусейна и Каддафи и знает о том, что происходит в Сирии, где воюют на стороне Асада в том числе и подразделения КСИР. Чтобы избежать западни от «демократизаторов», президент ИРИ пошёл на радикальные меры, которые международное сообщество отчего-то не хочет признавать деятельностью в сфере «мирного атома». В конце концов, Штаты не суются в КНДР, а у Израиля тоже есть атомное оружие.
Если же допустить, что официальные представители Ирана, например, глава Организации атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси-Давани, говорят чистую правду, и Тегеран не собирается обогащать уран выше 20% (да и это делается из-за невозможности - вследствие односторонних санкций, введённых западными государствами, - приобрести на мировом рынке необходимое для Тегеранского исследовательского реактора 20-процентное ядерное топливо), а вообще обогащает лишь до 3,5%, то бравада иранских военных выглядит не очень красиво. По сути, это пустые слова на фоне грозных военных учений, проводимых антииранской коалицией в Ормузском проливе. И слова эти стоят не больше, нежели недавние заявления Ким Чен Ына о планируемом ракетном ударе по офисам южнокорейских СМИ, неправильно осветивших торжественные мероприятия в Пхеньяне.
Кстати, в Израиле далеко не все считают, что в ИРИ сейчас создаётся атомное оружие. В интервью газете «Haaretz» начальник Генштаба генерал Бени Ганц заявил, что Иран не пытается сделать атомную бомбу: «Иран поэтапно приближается к тому моменту, когда он будет в состоянии приступить к производству атомной бомбы. Он ещё не решил, нужно ли для этого сделать решительный шаг. Пока его установки не являются образцами бомб, но эта программа остаётся слишком уязвимой с иранской точки зрения. Если высший руководитель аятолла Али Хомейни захочет этого, он сможет дать распоряжение на производство атомной бомбы, но сначала он должен принять решение. Так будет, если Хомейни посчитает, что он неуязвим при ответном ударе. Я думаю, что он совершил бы огромную ошибку, и я не думаю, что он сделает решительный шаг в этом направлении. Я думаю, что иранское правительство состоит из очень трезвомыслящих людей. Но я согласен с тем, что такая мощь опасна в руках исламских фундаменталистов, которые в особых случаях могли бы иметь другой расчёт».
Миф об иранской военной ядерной программе, считает В. Михин, сфабриковали англосаксы - после вторжения в Афганистан и Ирак. «Стратегический план Запада, - пишет он, - предусматривал в дальнейшем захват Ирана в клещи с территории этих двух соседних стран и полный контроль над страной, его экономикой и политикой, как это было во времена шаха. В то время спецслужбы США и Британии распространили ложную информацию о т. н. ядерной программе Тегерана, как они это сделали и в отношении мнимой программы оружия массового уничтожения Саддама Хусейна».
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в рамках Генассамблеи ООН, где ему предстояло дискутировать по поводу «ядерном проблемы», уже сделал несколько заявлений. Кстати, Америка встретила товарища Ахмадинежада и его людей неприветливо: США не выдали визы двадцати представителям ИРИ, намеревавшимся участвовать в Генеральной Ассамблее, а жители Нью-Йорка вышли с плакатами «Ахмадинежаду не место в Нью-Йорке» и потребовали выгнать иранскую делегацию из США. (Американское «гостеприимство», ноги-руки у которого растут прямо из американской пропаганды, находит, конечно, достойный отклик по всему миру).
Ахмадинежад, как и ожидалось, выступил с критикой Израиля: «Мы видим, что некоторые члены Совета безопасности, имеющие право вето, решили закрыть глаза на ядерные боеголовки одного фальшивого режима. В то же самое время они препятствуют научному прогрессу в других странах».
Президент Ирана попытался пробить толстый заслон западной пропаганды, обратившись к журналистам со следующей филиппикой: «Если кто-то вторгается в США и оккупирует их, разрушая дома с детьми и женщинами, сажая в тюрьму молодых американцев, развязывая пять различных войн с соседями и угрожая другим, что вы будете делать!? Что вы на это сказали бы? Вы поможете этой стране? Или вы поможете народу Соединенных Штатов!?» И далее: «Почему мир позволяет допускать угрозы в адрес такой страны с глубокими корнями и историей, как Иран? Великой страны. Вы считаете, что страна «икс» может заявлять, что атакует страну «игрек» только на основе подозрений, что та делает что-то недопустимое? Такое может быть формулой для управления миром?»
Что касается «ядерной проблемы», то её нет, ведь Иран был готов и сейчас готов заключить сделку с Западом: «У нас нет проблем с её обсуждением, мы всегда хотели диалога. У нас чёткая логика: мы убеждены, что если каждый будет придерживаться буквы закона и каждая сторона будет уважать другую, не произойдёт никаких конфликтов».
Но Западу этого мало, считает Ахмадинежад. Цель Запада - никакая не «ядерная проблема», а свержение иранского правительства и установление своих порядков в регионе. «Вы на самом деле верите, что в ядерной программе весь корень проблемы? Вы верите в то, что мы обладаем несколькими тоннами урана, обогащённого на 3,5%? И вы также верите, что это только единственная проблема для тех, кто оказывает на нас огромное давление?..»
В другой раз обратившись к прессе, Ахмадинеджад потребовал от МАГАТЭ, чтобы это агентство занялось Израилем, который не разрешает никаким инспекторам осматривать свои ядерные объекты. Интерес к деятельности Ирана при полном игнорировании израильского атомного оружия Ахмадинеджад назвал «свидетельством двойных стандартов» агентства ООН по атомной энергии.
Таким образом, вокруг «ядерной проблемы» Ирана накопилось столько высказываний, сопряжённых с огромным количеством домыслов, мнений и нелепых слухов, здорово приперчённых опасной военной риторикой как Израиля, так и Ирана, что прогнозировать возможность войны между силами израильско-западной коалиции и Исламской Республикой - занятие крайне неблагодарное.
Ясно одно: если Ахмадинежад и его генералы говорят об обороне, то Израиль и Запад, на коротком поводке у которого находится МАГАТЭ, в полные щёки дудят в дудки агрессии. Склонность Запада к бомбёжкам и интервенции подчёркивают не только и не столько учения в Ормузском проливе, сколько прошлые военные операции США и НАТО на Ближнем Востоке, пожар «арабской весны» и поддержка «оппозиции» в Сирии (где, кстати, американцы тоже начали усиленные поиски ОМП). Президент Ахмадинежад не может желать своей стране участи Ирака или Ливии.