Недавние заявления казахстанского президента Н.Назарбаева и его приближенных ставят под сомнение будущее Евразийского союза. Причины этого не только в споре о поставках российской нефти через Казахстан в Китай, но и в опасениях руководства Казахстана оказаться в слишком большой зависимости от России из-за фактического отказа Германии, а значит и ЕС, от экономической и политической экспансии на Восток, в бывшие советские республики.
Накануне визита президента России Владимира Путина в Казахстан на IX Форум межрегионального сотрудничества двух стран его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев предложил расширить процессы евразийской интеграции в сфере безопасности за счет подключения к ним НАТО, ОБСЕ, ЕС, СВМДА и ШОС. Таким образом Астана ответила на зондаж Москвы, осуществленный генсеком ОДКБ Николаем Бордюжей. 18-го сентября он предложил создать вооруженные силы ОДКБ на основе существующих военных подразделений организации, придав им авиацию.
Кроме того, за несколько дней до визита В.Путина советник Назарбаева Ермухамет Ертысбаев и секретарь правящей партии «Нур Отан» Ерлан Карин отвергли предложение председателя Госдумы Сергея Нарышкина создать для трех стран ТС Евразийский парламент. Свой отказ казахстанские спикеры мотивировали нерешенностью проблем Таможенного союза и возможной угрозой национальному суверенитету Казахстана в случае создания межстранового парламента.
Резкость, проявленную Астаной, едва ли можно объяснить одними только экономическими спорами с Москвой.
Отказ России от транспортировки своей нефти в Китай по казахстанскому нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, сокращение в мае «Транснефтью» вдове поставок нефти на крупнейший НПЗ Казахстана в Павлодаре и требование компенсаций за беспошлинные поставки нефтепродуктов в Казахстан – все вместе не «тянет» на причину политического скандала с угрозой отказа от интеграции с Россией. Богатый ресурсами Казахстан не Белоруссия, готовая закатить очередную политическую истерику из-за лишнего миллиарда долларов. До сих пор Астана находила экономический ответ на неуступчивость Москвы: устанавливала демпинговые цены на прокачку российской нефти (в два раз дешевле, чем для казахстанских компаний и в пять раз – транспортировки западносибирской нефти по ВСТО), вводила мораторий на запуски с Байконура, блокировал создание СП в сфере обогащения урана.
Более вероятно, что руководство Казахстана дистанцируется от России, чтобы создать для себя поле маневра и торговли, но не по чисто экономическим, а политическим и геоэкономическим вопросам. Для этого есть внутренняя и внешняя причины. Первая заключается в том, что в условиях проведения Назарбаевым операции по снижению уровня влиятельности атырауско-актюбинской группы в элите, Казахстану необходимо послать сигнал в Москву: «Не вмешивайтесь! Стойте в стороне!» Как ожидается, зачистки соратников экс-главы Администрации президента Аслана Мусина, возглавляющего «атыраусцев», коснутся не только западных регионов Казахстана, но и правительства страны. Возможно, также главе государства придется принимать меры по ограничению влияния главного противника Мусина, руководителя комитета национальной безопасности Нуртая Абыкаева, который может начать слишком быстро усиливать свои позиции в условиях крушения группы Мусина.
Внешняя причина, заставляющая Астану публично дистанцироваться от Москвы, заключается в переориентации Германии на углубление интеграции в ЕС вместо расширения ее географического диапазона.
Следствием этой политики будет существенное ослабление внимания Брюсселя к бывшим советским республикам. Ясно, что в таких условиях ни о каком балансировании Казахстана между Россией, ЕС и Китаем уже речи не идет. Остаются Москва и Пекин, причем у первой есть определенные преимущества как в виду взаимодоплняемости промышленных комплексов, так и благодаря многочисленным связям между элитами двух стран.
Это создает напряженную ситуацию в условиях нерешенности в Казахстане вопроса о преемнике Назарбаева на посту президента страны и приближения нового мирового экономического кризиса. Объем финансовых запасов Астаны не настолько велик, чтобы она могла спокойно пережить следующий обвал мировой экономики. Уже в 2009-м году Казахстану пришлось согласиться на предоставление китайской CNPC доступа к активам в энергетическом секторе страны в обмен на $10 млрд. В 2013 году Астане, возможно, снова придется торговаться с Москвой и Пекином. И Россия в этом коротком списке выглядит предпочтительнее, поскольку в отличие от Китая способна выделять миллиарды долларов под обещания дружбы и прощать их неисполнение – Пекин действует намного жестче. Только на этот раз ценой получения помощи от двух стран, вероятно, будут не только активы экономики Казахстана, но и политические вопросы. Поэтому казахстанскому руководителю удобнее дистанцироваться от объединительных проектов Кремля, чтобы, когда кризис доберется до Центральной Азии, торговаться по вопросам интеграции, а не престолонаследия. Это путь Лукашенко, но кризис может заставить Назарбаева согласиться на такую внешнюю политику.
Вадим Сергиенко