Газета "Наш Мир" br>Вышедший недавно самый авторитетный рейтинг лучших вузов мира от
компании Quacquarelli Symonds традиционно огорчил тех, кто переживает
за российскую систему высшего образования, и опять не удивил
американцев. Лучший российский вуз – МГУ им. Ломоносова – расположился
на скромном 116-м месте, остальные и вовсе не поднялись выше второй
сотни. Зато американские университеты, как и все последние 50 лет,
заняли все высшие строчки рейтинга. Это кажется тем более удивительным,
что в отличие от России высшее образование в Америке вовсе не является
непременным условием успешной карьеры.
Несколько лет назад
я читал лекции в университетах США. Моя аудитория состояла из
студентов-политологов, чьей специализацией были страны бывшего СССР.
Меня поразили их глубокие знания, то, что почти все мои слушатели
свободно говорили по-русски, а многие из них даже прожили по нескольку
лет в республиках бывшего Союза. Но при этом в других областях науки
мои новые знакомые не блистали. Мне особенно запомнился один студент,
который не понимал, отчего происходит смена времен года. Самое
интересное, что он ничуть не стеснялся этого невежества, считая, что нет
необходимости разбираться в явлениях, бесполезных для практической
жизни и работы. Как я впоследствии убедился, такой подход, имеющий под
собой определенный здравый смысл, очень характерен для многих
американцев.
Абстрактная эрудированность в Штатах не в чести.
«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – американцы не случайно
любят задавать этот ехидный вопрос тому, кто демонстрирует свою
«ученость» на публике. К тому, что знания должны непременно приносить их
обладателю практическую пользу, здесь приучают прямо с детского сада,
где малышей учат считать не на палочках, а при помощи монеток.
На
знания здесь смотрят как на способ более выгодно продать свой труд.
После окончания школы американец вовсе не стремится, подобно его
российскому сверстнику, очертя голову бросаться получать высшее
образование. Сначала он прикидывает, окупятся ли потраченные деньги и
время более высокооплачиваемой работой после получения диплома. Поэтому,
кстати, американцев совершенно не смущает обилие в их учебных
заведениях студентов по российским меркам отнюдь не студенческого
возраста. Я знал человека, который, занимаясь ремонтом домов, решил уже в
возрасте далеко за полтинник поступить на курс «Экология в городе».
Естественно, это желание объяснялось отнюдь не интересом к окружающей
среде – просто хитрый американец подсчитал, что с новым дипломом его
услуги будут нарасхват среди соотечественников, помешанных на здоровом
образе жизни.
Но в целом лишь треть жителей США решается получить
высшее образование. Объясняется это тем, что для того, чтобы стать
преуспевающим представителем среднего класса, вполне достаточно диплома
колледжа. По существу, это аналог нашего техникума. Обучение в нем
занимает, как правило, два года, хотя некоторые колледжи, как и
университеты, обучают по 4-летней системе бакалавриата. Более упорные
грызут гранит науки дальше, чтобы через три года получить диплом
магистра.
Не в последнюю очередь подобное отношение к высшему
образованию объясняется тем, что обучение в университетах и колледжах
платное. Причем сумма оплаты существенно разнится: oт 5 тысяч долларов в
год в обычном университете штата до 50 тысяч в престижнейшем Гарварде.
Разумеется, существуют и те, кому не надо думать о поисках денег во
время учебы. Для бедных и способных студентов существуют бесплатные
программы обучения. Студент может также взять кредит в банке и начать
отдавать его (причем в течение многих лет) после окончания учебы.
Для
многих не слишком способных молодых людей «билетом» к высшему
образованию становится служба в армии, так как уволившийся
военнослужащий получает образование за счет государства. Но в целом
американцы, что называется, по собственному карману знают, что получение
знаний – это услуга, за которую нужно платить.Столь трудный и тяжкий
путь к знаниям частично компенсируется атмосферой в местных
университетах. Даже внешний – зачастую очень величественный – вид
американских вузов как бы говорит студенту: ты становишься членом
уважаемого сообщества и приобретешь здесь то, что останется с тобой на
всю жизнь, – знания, связи, опыт. Практически каждый университет, даже
не слишком известный, имеет свою особую изюминку – свои традиции и
ритуалы. Так, например, в сан-диегском университете есть специальная
тропа знаний, вдоль которой стоят скульптуры знаменитых ученых и
таблички с афоризмами великих мыслителей. В университете калифорнийского
города Лонг-Бич закрытый стадион студенческого городка выполнен в
форме пирамиды.
Сердцем любого университета являются библиотеки,
работающие, как правило, до 12 ночи. Выбор книг очень широкий даже в
провинциальном вузе, а лимит томов, которые студент может взять с собой
домой, очень высок. Скажем, в университете Сан-Диего он ограничен 200
книгами, и некоторые студенты приходят в библиотеку со специальными
тележками.
Атмосфера на лекциях достаточно вольготная. Так,
слушать преподавателя, попивая коку-колу и жуя гамбургер, здесь обычное
дело. Какой-либо дресс-код также отсутствует, и некоторые студенты
предпочитают ходить на занятия босиком. Однако одна вольность,
достаточно распространенная в России, за океаном категорически
осуждается самими студентами – это списывание. Американцы рассуждают
так: более высокие оценки позволяют найти более хорошую работу, поэтому
списывающий человек – мошенник.
|