Газета "Наш Мир" br> Шарлотт де Сильги (Charlotte de Silguy) - генеральный секретарь
французского отделения европейской организации AVERE, которая занимается
продвижением электромобилей. Если бы у этого слова не было такой яркой
окраски, мы бы назвали ассоциацию «лобби» или группой давления, однако
прежде всего речь здесь идет о слиянии политических, экономических и
экологических интересов.
В ее записной книжке значатся контакты
автомобильных компаний, депутатов местного и национального уровня,
производителей аккумуляторов, страховщиков, то есть - всех тех, кто
работает в других областях, но без особых трудностей может совместно
вести дела в этой сфере.
Кроме того, хотя концепция экологически
чистых автомобилей и мотоциклов получила довольно благоприятный отклик в
общественном мнении (электромобиль звучит также прогрессивно, как
био-овощи и гомеопатия), нельзя не признать, что на продажи все это не
повлияло, и что обещания Шарлотты де Сильги звучат не слишком
убедительно.
В
прошлом году на территории Франции были зарегистрированы всего 2000
автомобилей подобного типа, а выпускающие их предприятия в некоторых
случаях вынуждены вести продажу через интернет, чтобы хоть как-то
освободить склады.
«Да у вас просто неверные цифры, - возмущается
представитель AVERE. - Если подсчитать все автомобили, в том числе -
те, что были приобретены местными властями и предприятиями, у нас
набирается почти 4000!»
- Хорошо, не будем спорить из-за цифр. Но
4000 на рынке в несколько миллионов машин в год… Признайте, что это
все-таки совсем немного…
- Это - только начало. Через несколько лет продажи пойдут в гору, сами увидите…
Заправка за два евро
Что
ж, вряд ли такой энтузиазм можно поставить ей в вину. Сама она сейчас
пересела за Citroën C-Zéro, проведя немало лет за рулем Saxo. По словам
Шарлотт де Сильги, смещение рынка - всего лишь вопрос времени. Более
того, оно совершенно «неизбежно»:
«Нам известны
препятствия для распространения электромобилей, причем, со временем
преодолеть их будет все проще. Прежде всего, это вопрос цены:
электромобиль до сих пор дороже машины с двигателем внутреннего
сгорания, несмотря на субсидии. Все дело в том, что мы еще не достигли
тех объемов, которые позволяют добиться снижения цен. Но скоро это
изменится. Кроме того, при покупке новой машины французы до сих пор не
учитывают сопутствующие расходы и траты на топливо (в среднем порядка
6000 в год, 13% из которых приходится только на топливо). Когда же они
возьмутся за подсчеты в условиях все более быстрого роста цен на нефть,
то поймут, что полная заправка за два евро позволит серьезно сократить
их расходы…»
Допустим, но помимо цен, существует еще и проблема
автономности, так как немногие из этих машин способны проехать от одной
зарядки более 100 километров:
«Это надуманная проблема. Прежде
всего, большинству людей не нужно проезжать такие дистанции в
повседневной жизни, потому что ездят только из дома на работу и обратно.
Кроме того, сегодня существует огромное количество предложений по
аренде машин, которые позволяют взять автомобиль с двигателем
внутреннего сгорания для длительных поездок. Наконец, как вы можете сами
убедиться на примере такой техники, как мобильные телефоны или
ноутбуки, технологии хранения энергии постоянно развиваются, и
автономность в будущем значительно вырастет…»
КПД двигателя: с 15% до 95%
Хм,
у нее заготовлен ответ на любой вопрос. Но если представить себе (как
она с энтузиазмом расписывает), что к 2020 году объемы реализации
электромобилей превысят продажи обычных машин, откуда мы возьмем для них
столько электричества с учетом закрытия существующих атомных
электростанций, нежелания строить новые и неизбежного роста спроса на
электроэнергию в других областях, помимо транспорта?
«Здесь нужно
опять-таки мыслить шире. Даже если представить, что все французские
машины с двигателями внутреннего сгорания будут заменены на
электромобили, потребности в энергии останутся на прежнем уровне.
Классический двигатель чрезвычайно неэффективен в плане КПД, и вам
достаточно положить руку на капот остановившейся машины, чтобы лично в
этом убедиться. Он горячий, потому что, как и в старых лампочках с нитью
накаливания, по назначению используется максимум 15% вырабатываемой
энергии. В то же время капот электромобиля практически холодный, так как
на его работу уходит до 95% всей энергии».
Нам хотелось бы
верить ей, потому что мы тоже любим био-овощи и гомеопатию (ну ладно,
гомеопатия - действительно, спорный момент), однако когда в своем
видении светлого будущего она сравнивает почти что миссионерскую задачу
AVERE с работой Джордано Бруно (открывший строение солнечной системы
итальянский философ XVI века, которого церковь сожгла по обвинению в
ереси), нужно признать, что ее заносит слишком уж далеко.
Да и вообще: как обстоят дела с КПД в случае сожжения на костре?
|