Газета "Наш Мир" br> Дипломатические усилия могут предотвратить ухудшение ситуации
Когда
Япония и Китай устанавливали дипломатические отношения, никто не мог бы
предположить, что связи между двумя странами примут столь нежелательный
характер?
29 сентября исполнится 40 лет со дня принятия
совместного заявления об установлении дипломатических отношений, которое
подписали в Пекине премьер-министр Японии Танака Какуэй и премьер
Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Это важная дата для обеих стран, но
приуроченные к юбилею торжества сейчас отменяются одно за другим.
В
Китае набирает силу бойкот товаров, произведенных в Японии. Общая
ситуация в двусторонних отношениях в данный момент - крайне тяжелая, и
нет никаких признаков того, что позиция Китая в отношении национализации
Японией островов Сенкаку изменится.
Подобное положение в
отношениях стран второй и третьей экономик мира неизбежно влияет и на
соседние страны, и на мировую экономику в целом. Как Япония должна
выстраивать дальнейший диалог с Китаем? Для нормализации дипломатических
отношений необходимо принятие долгосрочной стратегии.
«Холодная политика, холодная экономика» в японо-китайских отношениях
Среди
антияпонских демонстраций, которые недавно произошли в Китае, наиболее
ярким событием, лучше всего отражающим холодность в двусторонних
отношениях, стало нападение на завод Panasonic Corp.
Panasonic
была одной из первых компаний, которая появилась в Китай. Началом этому
послужила встреча вице-премьера Госсовета КНР Дэн Сяопина в ходе его
визита в Японию с основателем Panasonic Мацуситой Коносукэ. В ходе этой
встречи Дэн Сяопин попросил об оказании помощи Китаю в сфере высоких
технологий и менеджмента.
Впоследствии многие предприятия стали
расширять свое производство на территории Китая, что обеспечило
появление новых рабочих мест. Кроме того, до 2007 года Япония
предоставляла Китаю кредиты в йенах, что укрепило базу китайской
экономики и, вне всяких сомнений, послужило одним из факторов увеличения
ВВП Китая до показателей, превышающих японские.
Тем не менее,
Китай практически не осознает благотворную роль японской помощи. Более
того, в 90-х годах в китайской программе государственного образования
стали проявляться националистические и антияпонские тенденции, что на
фоне экономического роста привело к росту недооценки потенциала Японии.
Сейчас
в Китае все чаще слышны призывы поддерживать «холодные» экономические и
политические отношения с Японией. Однако экономики Японии и Китая
находятся в тесной взаимосвязи. Нельзя забывать про существование
системы международного разделения труда, при которой производство
деталей какого-либо продукта осуществляется в Японии, сборка в Китае, а
последующая реализация товара происходит на территории Китая, Европы,
Америки.
Острова Сенкаку и усиление охраны морского участка государственной границы Японии
Конфликт,
связанный с островами Сенкаку, зародился в 70-х годах, когда Китай
узнал о наличии вблизи островов нефти и начал выражать свои
необоснованные территориальные претензии на архипелаг.
В 1978 г.
на пресс-конференции по случаю подписания Договора о мире и дружбе между
Китаем и Японией Дэн Сяопин заявил по поводу спора вокруг Сенкаку, что
не возражает против отсрочки в решении вопроса, и тем самым предоставил
решение проблемы последующим поколениям.
В
1992 году в Китае был принят закон о морском участке государственной
границы, в котором острова Сенкаку объявлены территорией Китая, а в
последние годы рядом с островами стали часто появляться китайские
патрульные корабли, что стало причиной возникновения трений между
Японией и Китаем.
Национализация территории представляет собой
передачу прав владения от частного лица государству. Проведение
национализации Сенкаку сразу после встречи премьера Японии и
председателя КНР Ху Цзиньтао во Владивостоке могло спровоцировать Китай,
но настолько острой реакции никто не предвидел.
На встрече
министров иностранных дел китайская сторона заявила, что проведенная
национализация «отрицает результаты победы в войне против фашизма». Это
высказывание - явная натяжка, так как затрагивает исторические проблемы,
которые не имеют отношения к данному вопросу.
Китайское
общественное мнение сейчас активно критикует Японию за мнимые
провинности, и против этого должны быть предприняты ответные меры.
Премьер-министр Японии Есихико Нода сделал оправданное в данной ситуации
заявление по поводу Китая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН,
объявив об отказе «принимать позицию, отстаиваемую силой и угрозами».
Китай
принял на вооружение первый авианосец. Курс на расширение военного
арсенала был перенят новыми лицами в руководстве КНР, и вероятно будет в
дальнейшем активно поддерживаться.
Если сейчас потерять контроль
над ситуацией вокруг островов Сенкаку, вернуть их будет крайне сложно. В
данный момент необходимо принять инициативу на государственном уровне о
проведении структурной реформы Управления береговой охраны Японии,
чтобы не допустить оспаривание государственной границы в дальнейшем.
Очевидно,
что нужно любым способом избежать применения вооруженных сил для
разрешения конфликта. Тем не менее, оснащение американской
военно-воздушной базы корпуса морской пехоты Футенма конвертопланами
MV-22 Osprey повысит обороноспособность Японии и будет способствовать
сдерживанию Китая.
Взаимовыгодное сотрудничество в сферах экономики и экологии
Со
времен кабинета премьер-министра Синдзо Абэ в рамках курса на
«стратегически взаимовыгодное сотрудничество» был проведен ряд
мероприятий, в том числе - конференция по совместной разработке газового
месторождения в Восточно-Китайском море. Однако после ареста в 2010
году китайского рыболовного судна у островов Сенкаку, японо-китайские
отношения стали стремительно ухудшаться.
Для восстановления
взаимовыгодного партнерства необходима скрупулезная подготовка. Япония
должна обдумать и предоставить Китаю деловые предложения, которые не
только способствовали бы развитию промышленности и туризма, увеличению
производительности сельскохозяйственного сектора, но и включали бы
решения по совместному сокращению используемой энергии и другим
экологическим проблемам.
Поддержание тесного сотрудничества с США
также является необходимым условием, которое будет способствовать
улучшению японо-китайских отношений. Вместе с этим необходимо укрепить
связи со странами АСЕАН, Индией, Россией и другими соседними
государствами для стратегического развития японо-китайских отношений.
|