Газета "Наш Мир" br> Во взаимоотношениях России и США проект ЕвроПРО выполняет роль
пресловутого «яблока раздора» из древнегреческих мифов. Принципиально и
аргументировано отрицаемый нашей страной, он с такой же категоричностью
приветствовался заокеанскими политиками и некоторыми европейскими
союзниками США, особенно из числа новоиспеченных членов НАТО. На
территории Старого Света собирались разместить все периферийные части
ПРО – станции дальнего обнаружения, радиолокационные средства слежения и
сопровождения целей и сами боевые ракеты-перехватчики. Допуск
европейцев в центр управления ЕвроПРО, их участие в принятии решений
«стрелять/не стрелять» и «сбивать/не сбивать» не планировался никогда.
Можно даже восхититься тем многолетним упорством, с которым американские
власти продвигали свой антиракетный зонтик за европейский порог.
Идея разместить военную инфраструктуру для перехвата вражеских ракет
на территории Европы зародилась в администрации Дж.Буша еще в 2001 году.
Пребывая в эйфории от могучих побед американской армии над прячущимися в
пещерах талибами, в декабре 2001 г. президент США объявил о
«необходимости эшелонированной противоракетной защиты своей страны и ее
союзников, в том числе и восточноевропейских». Правда, за прошедшие 11
лет выкурить талибов из афганских пещер так и не удалось (как и
умиротворить Ирак), но это уже другая история…
2002 год – США в одностороннем порядке денонсирует договор об
ограничении систем ПРО, столь оригинальным способом отметив 40-летие
этого важнейшего антимилитаристского документа. С 2002 года юридических
препятствий к евроразмещению противоракетной обороны не существует.
Препятствия политические планировалось преодолеть, а про трудности
экономического и военно-технического порядка тогда никто из американских
стратегов и политиков не думал. Как выяснилось впоследствии, совершенно
напрасно.
2004г – 2006 г. Между США и Данией подписан договор о модернизации
РЛС в Гренландии, между США и Великобританией достигнуто соглашение о
скорейшем строительстве новейшей РЛС в Йоркшире, Аляске размещены пять
новых противоракет шахтного базирования.
2007 – 2008 г. Подписаны официальные соглашения о строительстве
боевых компонентов ПРО в Польше и Чехии, впоследствии к этим странам
присоединилась Румыния. Резкая реакция России, заявление президента
Медведева о возможности размещения в Калининградской области мобильных
ракетных комплексов «Искандер». США продолжают массированную
пропагандистскую компанию о «ненаправленности» ЕвроПРО против Российской
Федерации.
2008 г. – 2010 г. Неоднократные попытки России получить объективное
подтверждение «нейтральности» нового антиракетного щита не имеют успеха.
Все предложения об использовании российских радаров совместно с НАТО, о
создании секторальной ПРО с участием нашей страны и множество других
дипломатических инициатив РФ заканчиваются безрезультатно. Новый
президент США Б.Обама приостановил строительство военных объектов
ЕвроПРО в Чехии и Польше с формулировкой «следует отдать предпочтения
системам морского и мобильного наземного базирования в европейской
противоракетной обороне».
Пресловутая «перезагрузка» во взаимоотношениях США и России
практически не повлияла на антиракетные планы американской
администрации. Еще менее года назад, в декабре 2011, госсекретарь
Х.Клинтон вновь заявила о необходимости «еврозонтика» для защиты от
Ирана и напрасных опасениях России по его поводу. Трогательную заботу о
нашем народе проявил генеральный секретарь НАТО А.Ф.Расмунссен,
посоветовав потратить бюджетные средства РФ на «модернизацию российского
общества и создание новых рабочих мест» вместо финансирования
адекватных военных мер противодействия ПРО.
Проблема «адекватного финансирования» ЕвроПРО действительно оказалась
очень актуальной, тут генсек НАТО как в воду глядел. Но вряд ли
кто-нибудь из североатлантической элиты мог предполагать, насколько
жестко и недвусмысленно она будет сформулирована их же собственными
экспертами.
Независимый и весьма авторитетный Национальный исследовательский
совет США, консультирующий американское правительство по важнейшим
стратегическим вопросам, выдал заключение по планируемой архитектуре и
функционалу ЕвроПРО. Специалисты NRC три года изучали столь трепетно
оберегаемый от всех невзгод проект и выдали заключение о его полной
несостоятельности – по крайней мере, в нынешнем виде.
Эксперты NRC полагают, что главной ошибкой ЕвроПРО является идея
сбивать баллистические ракеты потенциального врага на старте или на
коротком участке разгона. В докладе сказано, что уничтожение
баллистических ракет сразу после старта «возможно лишь теоретически», да
и то после дополнительных вложений порядка 500 (пятисот) миллиардов
долларов. Если же расстреливать цели на маршевом участке траектории –
пока они летят через океан – то потребуются военные расходы на уровне
40-50 млрд. $. В докладе NRC приведен подробный расчет замены
польско-румынского расположения противоракет на их дислокацию в штате
Мэн на крайнем северо-востоке США. Кроме десятикратной экономии средств,
такой «переезд» позволит бороться с ракетным нападением стран-изгоев
гораздо эффективнее с военной точки зрения. Замечателен тот факт, что о
«защите европейских партнеров по НАТО» в докладе комиссии упоминается
мимоходом, на уровне общих фраз и размытых деклараций. ЕвроПРО
рассматривается как средство обороны континентальной Америки. Зонтик-то
был европейским только формально, господа союзники США…
Что получается в сухом остатке. Для политической элиты США 10-12-ти
кратная экономия средств налогоплательщиков – фактор нешуточный. В
условиях двухпартийной системы отдавать такой козырь оппоненту
недопустимо, с учетом непрекращающегося кризиса в мировых финансах –
недопустимо вдвойне. После 4 ноября Обаме или Ромни придется выполнять
предвыборные обещания, а для США они традиционно связаны с внутренней
политикой – социальным обеспечением, реформой медицинского страхования,
пенсиями, пособиями, налогами, созданием рабочих мест и т.д. Конечно,
есть и желание иметь рычаг давления на Россию в виде ЕвроПРО. Но уж
больно дорогим и неэффективным получается этот рычаг. Логично
предположить, что американские противоракеты размещаться в Европе не
будут – ни в шахтном, ни в мобильном вариантах. Вне зависимости от
исхода выборов на пост президента США, у руководителя лидера западного
мира есть отличный шанс на подлинную «перезагрузку» отношений с Россией.
Перезагрузку, которую не будет омрачать подкисшее и сморщенное яблоко
раздора под названием «ЕвроПРО».
|