В период господства в Средней Азии и на Дальнем Востоке тюрки столкнулись с новыми религиозными учениями. Одним из них был буддизм, который приняли уйгуры. Крупнейшие буддийские храмы были построены в этот период. Для Таспара-Кагана буддийские священные тексты были переведены на гектюркский язык. Иными словами, религиозная практика еще в период гектюрков осуществлялась на родном для них языке. Тюрки, проживавшие на территориях стран Средней Азии, Тибета, Непала, Китая, Кореи, поддерживали буддизм. В тот же период получают распространение даосизм и манихейство. Уйгурский каганат стал единственным государством в истории, в котором официальной религией было провозглашено манихейство.
Эти культы, которые предлагали идеи отрицания жажды наживы материального мира, слияния с природой были весьма близки жизненному укладу и пониманию святости тюрков. Между тем, они не принимали конфуцианство и индуизм. Тем не менее, тюрки, поселившиеся в Китае и Индии, познакомились с этими религиями и стали с ними сосуществовать. Неприятие двух этих учений объясняется наличием в них системы каст, религиозной иерархии и аристократии. Тюрки были не в силах принять священного бога, который допускает нарушение равенства. С точки зрения тюркской истории влияние иудеев, христиан, мусульман на их религиозную традицию проходило постепенно. При этом, взаимопроникновение происходит в условиях довольно частых контактов с представителями каждой из трех религий.
Первый «перекресток», на котором встречаются эти религии, пожалуй, относится к периоду Чингисхана. С точки зрения истории религий данный период является важным поворотным пунктом. Как известно, Чингисхан взобрался на вершину горы Бурхан-Халдун, где оставался в уединении три дня и непрерывно читал молитвы, упоминая и повторяя имя бога Тенгри, и бог даровал ему особую благодать – кут. Бурхан-Халдун является священной горой, которая в настоящее время относится к системе буддийской ритуальной деятельности. При этом уединение в горах и чтение молитв привело к ниспосланию откровений и для пророка Мухаммеда. Соизволение и дарование кута происходит из религии бога Тенгри. Чингисхан в течение своей жизни не был ни буддистом, ни мусульманином, и всегда поклонялся одному богу – Тенгри. Между тем, на этом примере мы наблюдаем влияние других религий на верования тюрков. В период Чингисхана пустыня Средней Азии превратилась в мировой центр, поскольку здесь побывали все цивилизации, государства, религии, которые поклонялись Великому хану. Чингисхан принимал в свое войско представителя любой религии, а также для каждой религии строил храм и позволял каждому жить своей верой.
Таким образом формировались основы религиозной терпимости, которые впоследствии станут характерными для тюрков. После этой исторической эпохи начинаются вторжения тюрков на Ближний Восток, в Индию, Китай, Европу, которые открывают путь знакомству тюрков с новыми религиями. Первое христианское государство и церковь были основаны Святым Григорием Просветителем.
Святой Григорий Просветитель был представителем династии Аршакидов и парфянского знатного рода. Христианизация тюрков в массовом порядке наблюдалась у тюркских племен, населявших территории к северо-западу от Каспийского моря. Такие народности тюркского происхождения, как булгары и венгры, приняли христианство. Основание первого иудаистского государства принадлежит хазарам.
Хазарский каганат превратился в сильнейшую империю эпохи. Сегодня во многих частях мира тюрки продолжают исповедовать христианство и иудаизм. Знакомство тюрков с исламом, принятие этой религии привело к большим цивилизационным трансформациям. В Таласской битве тюрки приняли участие на стороне мусульман против китайцев, и это было событием, которое поменяло ход истории и тюркскую идентичность.
Вступление тюрков в союз с исламскими войсками против китайцев в определенном отношении является показателем осознания тюрками своей национальной идентичности, поскольку единственным соперником и врагом тюркской идентичности в описываемый период была китайская идентичность. С другой стороны, между исламом и тюркскостью был создан крепкий союз, который не разрывается и в наши дни. После того, как тюрки-огузы приняли ислам, войдя в Анатолию и на Ближний Восток, тюрки спасли ислам от крестоносцев. Кроме того, задолго до этого момента существовали кыпчаки, которые защищали и поддерживали Государство Аббасидов. Начиная с 900-х годов, тюрки стали защитниками и спасителями ислама.