Газета "Наш Мир" br> В начале осени сразу три независимых друг от друга агентства
представили свои рейтинги самых дорогих брендов мира. Рейтинги сильно
отличаются друг от друга по результатам, но тенденцию все же уловить
можно - по данным исследователей рынка, наиболее подверженный влиянию
среднестатистический покупатель сидит в Toyota или BMW, в его руке банка
Coca-Cola, а в браузере iPad открыт поиск Google.
Бренд -
штука нематериальная, а потому подсчитать его точную стоимость
невозможно. Бренды без остальных активов (за исключением редких случаев)
не продают и не покупают, они не учитываются в финансовых отчетах;
пощупать бренд невозможно. Поэтому перевод их стоимости в доллары и
ранжирование компаний по цене торговых марок - условность, и относиться к
рейтингам нужно именно как к условностям. Иначе, например, в голове не
сможет уложиться то, что рыночная капитализация, допустим, "Норильского
никеля" с его десятками тысяч рабочих, градообразующими фабриками,
огромными денежными потоками и влиянием на мировую экономику равна
стоимости бренда Toyota. Не компании Toyota, а всего лишь ее торгового
знака.
Несмотря на все вышесказанное, ценность у бренда,
безусловно, есть. В самом широком смысле она будет определяться как
"правильный" выбор покупателя между двумя одинаковыми товарами, один из
которых будет брендированным, а другой - нет. Возьмем, например,
газированную воду. Что если в магазине поставить рядом и продавать по
одной цене бутылки с Coca-Cola в фирменной упаковке компании и ту же
самую воду, но без опознавательных "кока-кольных" знаков? Понятно, что
брендированную упаковку будут покупать лучше - объем этих продаж, по
сути, и будет означать стоимость бренда.
Согласно эксперименту,
проведенному еще в 2007 году Стэнфордским университетом, морковка в
фирменной упаковке McDonald's кажется детям вкуснее, чем морковка без
упаковки. В мире взрослых все немного сложнее, но часто именно бренд
имеет решающее значение при выборе того или иного товара.
Для
того чтобы показать, насколько важны бренды в экономике, ориентированной
на потребителя, и нужны рейтинги их стоимости. То, что они выходят с
промежутком лишь в пару недель, позволяет выявить некоторые
закономерности.
Три рейтинга - три мнения
В середине
сентября свой рейтинг представило агентство Eurobrand. У него
получилось, что самой дорогой торговой маркой мира является Apple - его
оценили сразу в сто миллиардов евро. На втором месте у Eurobrand
оказалась Coca-Cola с 59 миллиардами, на третьем - Microsoft с 53
миллиардами.
В Interbrand, другом агентстве, подсчитывающем
стоимость брендов, с оценками европейцев разошлись. По их мнению, первой
остается Coca-Cola с суммой в 77 миллиардов долларов, а Apple - только
второй с 76 миллиардами. Microsoft в Interbrand отнесли вообще на пятое
место - по мнению агентства, компания Билла Гейтса пропустила вперед и
IBM, и Google.
Наконец, в начале октября свою оценку дал Forbes. В журнале, правда,
оговорились, что считают не стоимость брендов, а их влиятельность, но
влиятельность эта в конечном итоге все равно выражена в долларах. У
Forbes тройка выглядит следующим образом: Apple, Microsoft, Coca-Cola;
IBM заняла четвертое место, а Google - пятое. В журнале считают, что
самый дорогой бренд мира стоит за 87 миллиардов долларов, Microsoft -
без малого 55 миллиардов, производитель газировки - чуть более 50
миллиардов.
К трем отчитавшимся осенью необходимо для полноты
картины добавить еще и рейтинг Brandz, опубликованный летом. В нем,
правда, приводятся какие-то уж совсем неразумные цифры: Apple аналитики
оценили в 182 миллиарда долларов, IBM - в 117, Google - в 107.
Такие расхождения показывают, что на конкретные цифры смотреть особого
смысла нет, да и в методологии составления рейтингов копаться кажется
лишним - тем более что все используют по-своему приготовленную солянку
из финансовых показателей компаний, их затрат на продвижение торговой
марки, силы и неразмытости бренда и опросов экспертов и потребителей.
Гораздо интереснее другое: все три независимых друг от друга организации
считают, что именно эти пять организаций - Coca-Cola, Apple, Microsoft,
Google и IBM (в произвольном порядке) - главные бренды мира. В Brandz,
правда, отличились и на этот раз - в пятерку у них вместо Coca-Cola
входит Mcdonald's.
Не нужно быть аналитиком, чтобы сказать: еще
лет 10 назад представить себе, что четыре из пяти самых дорогих брендов
мира будут связаны с компьютерными технологиями, было невозможно. Где
известные по всему миру Marlboro? Где автомобильные бренды - Toyota,
BMW, Ford? Где компания Procter & Gamble с ее сотнями товаров,
ориентированных именно на потребителя? Все они оказались "старой
экономикой", и если не случится чего-то неожиданного, то скоро из
пятерки может выпасть и Coca-Cola/McDonald's. Их место могут занять,
например, Facebook или Samsung - два гиганта компьютерной индустрии,
которые пока находятся в позиции догоняющих, но двигаются к первой
пятерке семимильными шагами.
Только Apple, только Google
И Interbrand, и Eurobrand, и Forbes дают возможность разбивать рейтинги
по разным показателям (например, выделять наиболее подорожавшие за
определенный момент времени бренды), но одна классификация, кажется,
обошла все три агентства стороной. Между тем эта классификация -
ранжирование брендов в одной бизнес-индустрии - как кажется, может
сильно украсить вычисления.
Так, например, в Eurobrand считают, что бренд Apple в четыре раза
дороже Samsung, и это хорошо отражает соотношение сил в борьбе двух
главных производителей планшетов в мире. Неслучайно Samsung в своей
рекламе и атакует "эпломанов" именно за их приверженность к бренду, за
которым, как кажется корейцам, уже не стоит настоящего качества и
прорывных технологий.
Facebook, проводя первичное размещение
акций на бирже в 2012 году, думал, что может если и не сравняться по
рыночной капитализации с Google, то хотя бы находиться с поисковиком в
одной лиге. При этом у компании Марка Цукерберга кроме веры
пользователей Facebook в этот бренд за спиной ничего не было: социальная
сеть проигрывает Google по всем финансовым показателям. Рейтинги
брендов показывают, что и надежды на торговую марку были вряд ли
оправданны: бренд поисковика оценивается, по разным данным, не то в 5,
не то в 10-12 "фейсбуков". Неудивительно, что акции Facebook сразу же
после выхода на рынок обвалились и сейчас ни о каких сравнениях с Google
речи не идет.
Список таких пар можно было бы продолжать и
дальше: любителям Coca-Cola, наверняка, приятно, что эта компания по
всем рейтингам обходит Pepsi, которая не входит и в первую десятку.
H&M опережает в большинстве рейтингов Zara и Gap; Visa и American
Express "делают" по всем рейтингам MasterCard.
Остались
недовольны, пожалуй, только фанаты крупных региональных марок. Так, ни в
одном рейтинге ни слова не говорится про российские бренды, хотя и МТС,
и "Мегафон", и "Билайн", и Сбербанк - самые узнаваемые торговые марки
не только в России, но и в СНГ, и во всей Восточной Европе.
Дело не в "зажимании" России - дело в том, что мировые рейтинги брендов
остаются очень консервативными: пока в рейтингах миллиардеров,
крупнейших компаний по капитализации, выручке и десяткам других
показателей европейских и американских гигантов теснят китайцы,
россияне, бразильцы, индусы, в стоимости торговых марок все по-прежнему:
мода, а вместе с ней и бренды по-прежнему распространяются с запада на
восток, а не наоборот.
|