Очередной снаряд, выпущенный со стороны Сирии, упал на территории Турции. Как сообщается, снаряд рухнул в провинции Хатай в 200 метрах от жилых домов. По заявлению турецких властей, «наши пограничные подразделения моментально ответили огнем». По предварительным данным, минометный выстрел был сделан силами безопасности Сирийской Арабской Республики. К счастью, погибших или пострадавших в результате разрыва снаряда нет.
Другой снаряд взорвался в городе Акачакале в провинции Шанлыурфа. В начале октября артиллерийские снаряды с сирийской территории попали в тот же приграничный уезд Акчакале на юго-востоке Турции. В результате пять человек погибли на месте, еще девять получили ранения.
По сообщению турецких СМИ, в ответ на попадание артиллерийских снарядов военные открыли огонь по территории Сирии. По данным газеты «Хюрриет», турецкая армия в общей сложности нанесла 50 артиллерийских ударов по 16 военным целям на сирийской территории. Местные СМИ также отмечают, что в связи с ЧП на границе оперативный центр боевого управления Генштаба турецкой армии приведен в состояние повышенной готовности.
Турция граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном (15 километровый участок границы с Нахичеванской Автономной Республикой) и Ираном; на юге — с Ираком и Сирией; на западе — с Грецией, Болгарией. Турцию омывают четыре моря: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное. По данным на 2006 год численность турецкой армии составила 515 тысяч человек (9-е место в мире).
Представители сирийской стороны ранее неоднократно заявляли, что залет снарядов в Турцию является случайностью. Между тем Анкара не верит в непреднамеренность подобных происшествий.
После этого парламент Турции утвердил возможность проведения военных операций в Сирии в случае, если правительство посчитает подобные меры необходимыми. Соответствующий правительственный запрос ранее был направлен в парламент страны.
«Продолжающийся кризис в Сирии угрожает как региональной стабильности и безопасности, так и нашей национальной безопасности», - отмечается в правительственном запросе. В документе также подчеркивается, что действия сирийской стороны являются «агрессивными и направленными против территории Турции». В запросе указывается на то, что «сложившаяся ситуация достигла стадии, которая несет серьезную угрозу и риски для нашей национальной безопасности». «В этой связи возникает необходимость своевременно и быстро действовать и принимать необходимые меры против дополнительных рисков и угроз, которые могут быть направлены против нашей страны», - отмечается в правительственном документе.
Дело в том, что разрешение на применение за пределами Турции вооруженных сил, согласно действующей в государстве конституции, вправе давать только парламент.
Отметим, что это ужен не первый инцидент, способствующий обострению отношений между Турцией и Сирией. В минувшем июне самолет-разведчик RF-4E, созданный на базе истребителя F-4 Phantom, вылетевший с авиабазы «Эрхач» на юго-востоке Турции исчез с экранов радаров спустя полтора часа после взлета. В этот момент он находился над Средиземным морем к юго-востоку приграничной с Сирией провинции Хатай. RF-4E упал в море в нескольких километрах от сирийской провинции Латакия. Сирия заявила, что сбила турецкий самолет над своими территориальными водами после его вторжения в свое воздушное пространство. Как следует из рапортов, предоставленных в министерство обороны Сирии, подразделения ПВО действовали в соответствии с законами страны, позволяющими сбивать самолеты, нарушившие ее воздушное пространство. Кроме того, у командования войск ПВО не было данных о национальной принадлежности самолета, который пересек границу страны.
В свою очередь МИД Сирии на следующий день после уничтожения самолета распространил заявление, в котором предлагалось не рассматривать произошедшее как враждебную акцию в отношении Турции или агрессию. «Речь идет лишь о защите суверенитета страны», - пояснили в дипломатическом ведомстве Сирии. «Мы делаем всё, чтобы защитить права нашей страны. Каждый должен понимать: инцидент не останется безнаказанным и будет иметь последствия. Но мы пока не рассматривает возможность проведения военной операции против Сирии, а будем действовать в рамках международного права», — заявил тогда вице-премьер правительства Турции Бюлент Арынч.