Способность погружаться в гипнотический транс зависит от согласованной работы нервных центров, отвечающих за принятие решения и оценку его важности.
Одни люди поддаются гипнозу лучше, другие — хуже. Но до сих пор почти никто не пробовал сопоставить подверженность гипнозу с активностью тех или иных участков мозга. Так что работу исследователей из Медицинской школы Стэнфордского университета (США), опубликованную в Archives of General Psychiatry, можно без преувеличения назвать пионерской. Её авторы попытались найти связь между функционированием мозга и способностью человека погружаться в гипнотический транс.
По статистике, примерно четверть людей, обращающихся к психологам и психоневрологам, устойчивы к гипнозу. Это говорит о том, что причина здесь не в индивидуальных чертах отдельно взятого гипнозоустойчивого пациента, а в каких-то более или менее общих особенностях работы мозга, которые у одних проявляются, а у других — нет. С другой стороны, в состоянии гипноза у нас повышается концентрация и способность сфокусироваться на чём-либо: под гипнозом можно избавиться от фобий, навязчивых страхов и тревог, снять боль и т. д. Словом, исследователи предположили, что всё дело в том, как у разных людей работают нервные центры, отвечающие за внимание, концентрацию, принятие решения и пр.
Для эксперимента были приглашены 12 взрослых людей, подверженных гипнозу, и 12 гипнозоустойчивых. С помощью МРТ исследователи следили за активностью трёх нейронных сетей. Одна из них была так называемой дефолтной, отвечающей за интроспекцию и самосознание, вторая отвечала за принятие решений, третья оценивала важность задачи и её преимущество перед другими. В итоге оказалось, что у людей, подверженных гипнозу, вместе с дефолтной сетью в равной степени активируются ещё три. Тем, кого гипноз не брал, активировать все три сети сразу не удавалось. Точнее, речь идёт о совместной активации второй и третьей сетей, отвечающих за принятие решения и оценку его важности. Если человек не реагировал на гипноз, то функциональные связи между участками мозговой коры, которые составляют эти две сети, у него были сильно ослаблены.
То есть повышенная концентрация, сосредоточенность на проблеме, которая проявляется в момент гипнотического транса, имеет место благодаря функциональному общению между зоной, принимающей решение, и зоной, которая оценивает важность решаемой задачи. Отсюда следует, что устойчивость или подверженность гипнозу действительно зависят не от психологических особенностей личности, а от устройства нейронных блоков, отвечающих за базовые когнитивные функции.
Авторы работы не исключают, что, воздействуя на эти нейронные цепи, можно регулировать характер гипнотического транса и саму подверженность гипнозу.