Прививка от гриппа: делать или нет?
Наступили осенние холода, а значит, грипп скоро возьмет нас в плен. На днях автор этих строк был свидетелем разборки, которую пациенты районной поликлиники устроили участковому врачу: почему одним он посоветовал делать прививку от гриппа, а другим, наоборот, не рекомендовал. «Разве грипп не одинаков для всех?» — возмущались они. Доктор же устало разъяснял: «Грипп каждый раз приходит к нам новый, а производители вакцин не успевают адаптировать к нему свои средства. Если у вас есть лишние деньги, прививайтесь. В общем, на ваше усмотрение».
Можно ли прислушиваться к мнению человека, профилактикой гриппа не занимающегося, а только оформляющего больничные листы? Да и заявление о том, что разработчики вакцин «не успевают», не выдерживает критики...
В Америке все спокойно
В одном из столичных медицинских центров привить вакцину прошлой зимой стоило от 14 до 19 евро в зависимости от производителя препарата. Аллерголог-иммунолог рекомендовал уколоться всем без исключения. А если пациент сомневался, доктор приводил «веский» аргумент: «В Америке все поголовно прививаются!».
Это, мягко говоря, неправда. И про надежную защиту, и про сознательных американцев. Прививаться или нет — выбирает только пациент, это его право: и в Америке, и у нас в России. Эпидемии гриппа в США ежегодно уносят в среднем от 30 до 40 тысяч жизней. В 2004 году, когда демократ Джон Керри на президентских выборах составил конкуренцию главе Белого дома Джорджу Бушу, в прессу попала шокирующая информация: из запланированных 100 млн вакцинаций провести удастся едва ли половину. Керри обвинил в халатности соперника и предсказал серьезное увеличение количества смертей.
На самом деле причина была в другом. В США поступает только вакцина, одобренная FDA — Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами. Сертификация — процесс канительный, требующий больших затрат. Соотнести заказы и производство при том, что каждый год требуется новая строгая сертификация, трудно. А многочисленные судебные иски буквально добивают производителей. В итоге ежегодную норму обеспечивали США две зарубежные компании — французская и британская. У последней, как на грех, в тот год аннулировали лицензию. Вот и возник дефицит поставок.
Тонкая связь
Впрочем, большой беды тогда не случилось, администрация разобралась с бюрократическими рогатками.
Так что Америка для нас не пример. Тем более что тамошние врачи вовсе не призывают население к массовым прививкам. Они считают, что вакцинация может оказаться полезной для людей из группы повышенного риска, беременных и тех, кому еще не исполнилось двух лет (иммунитет не выработался) или перевалило за 62 (иммунитет снижен). А остальным говорят прямо, как наш врач: зачем прививки, если вирус гриппа изменчив и универсальной вакцины против него быть не может.
Действительно, разве организм с сильной иммунной системой не в состоянии сам справиться с вирусом? Тем более если иммунитет непрерывно укреплять. Для этого в аптеках есть немало эффективных лекарств. Мы помним, как бывший главный санитарный врач Москвы Николай Филатов в том же 2004 году назвал «чушью собачьей» призыв ряда врачей усилить борьбу с эпидемией превентивными прививками в специально созданных пунктах. Он тогда высказал интересное предположение: мол, те, кто призывает к поголовной вакцинации, связаны с зарубежными производителями вакцины. Тонкий намек на толстые обстоятельства?
Трехголовая гидра
Практически любая вакцина эффективна, но все же полной гарантии, что она убережет от гриппа, не даст никто. Называют вероятность успеха — 80-90%. Но все-таки почему не 100%? Ведь в России заранее готовятся к ежегодной эпидемии и даже — в случае неблагоприятного прогноза — к пандемии.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создала глобальную систему контроля за распространением вируса заболевания. От России с ней активно сотрудничает находящийся в Санкт-Петербурге Институт гриппа. В течение эпидемического сезона он проводит мониторинг, выявляя все циркулирующие штаммы вируса, и наряду с исследователями из других стран направляет информацию в ВОЗ. В конце сезона (в феврале) ВОЗ на основании глобального мониторинга объявляет достоверный прогноз — какие три штамма будут наиболее актуальны в следующем сезоне, — и передает производителям исходный вирусный материал. Начинается разработка вакцин. Поскольку исходник один, о преимуществах нашей вакцины перед зарубежной (и наоборот) судить трудно.
Несмотря на гигантскую работу, разработчикам попасть в яблочко удается не всегда. Вакцина трехвалентна, то есть готовится с расчетом на то, что будущий штамм совпадет с одной из трех заложенных в ней версий. Но бывает (правда, редко), что грипп приходит к нам не таким, каким его ждали, и тогда все усилия насмарку...
И все-таки у массовой вакцинации есть противники среди медиков — и немало. Они считают, что просто вакцинация, без учета состояния здоровья каждого человека, «причешет» под одну гребенку и здоровых, и тех, кому процедура не рекомендуется: аллергиков, астматиков и других больных. Благое дело для них обернется осложнениями. Выходит, нужна предварительная всеобщая диспансеризация?
Увы, это полезнейшее мероприятие только-только начинает возрождаться после долгого перерыва. Когда еще оно станет таким же массовым, как в советское время? А ведь нынешние цены на лечение отбили у значительной части населения охоту ходить по врачам. Поэтому кампания по вакцинации может создать опасную иллюзию панацеи: укололся — и живи спокойно.
Проблема выбора
Так что же делать? Во-первых, принять к сведению, что все распространяющиеся у нас вакцины проходят обязательную государственную оценку безопасности. Во-вторых, найти квалифицированного и не связанного коммерческими обязательствами специалиста, который, всесторонне изучив состояние организма, ответит на вопрос, вакцинироваться лично вам или нет.
Но выбор все равно остается за вами.