Большинство материковых китайцев, с которыми мне довелось в последнее время разговаривать, были просто одержимы идеей, что мы, гонконгцы, прирожденные предатели Китая. Мы до сих пор смотрим японскую порнушку. Мы все еще прикованы к 46-дюймовым HD экранам Panasonic, которые показывают японские сериалы. За рулем Хонд и Ниссанов мы едем сейчас по Квинс Роуд Сэнтарал и Кингс Роуд (центральные улицы Гонконга – прим.пер.) без малейшего страха быть раздавленными или подожженными. Мы не можем избавиться от дурной привычки дешевого нарциссизма, также известной как караоке – японское изобретение, по поводу которого китайцы просто бесятся.
Можете называть нас безнадежными японофилами и ревновать сколько угодно. Нам, гонконгцам, было даровано самосознание «Одна Страна, Две Системы», поэтому мы обладаем правом не испытывать ненависти к Японии. Мы гордимся тем, что в Гонконге CNN и BBC могут беспрепятственно транслировать картины антияпонской агрессии на улицах Шэньчженя и в 50 других городах с погромами японских ресторанов, крушением японских машин, а также бесчисленными китайцами по ту сторону границы и их идеями о подрыве Токио. Надеемся, что мир не будет причислять Гонконг к этой массовой истерике в Китае.
Мы рады, что смогли быть другими. И большую роль в этом сыграл факт, что под британским флагом мы также могли оставаться процветающей экономической и культурной колонией Японии начиная с 1950-х. В те времена, когда материковые китайцы были погружены в голод и нищету своим великим лидером, гонконгцы последнего поколения были вскормлены рисом, безупречно приготовленным в японских рисоварках, и изнеженны канцтоварами и игрушками из универмагов Даймару и Мацудзакая еще задолго до того, как современным тинейджерам стало известно о существовании кошки Hello Kitty.
Мы зачитывались детективами Сэйтё Мацумото наряду с Агатой Кристи и Шерлоком Холмсом и восхищались японским гением воображения, в то время как наши соотечественники цитировали высказывания Председателя Мао из Маленькой Красной Книжки и считали красный единственным законным цветом в своей жизни. Мы любим аниме Хаяо Миядзаки больше чем минутный ролик с китайским гимном, который крутят каждый вечер перед главными новостями TVB. Не удивительно, что многие патриоты-фанатики из материкового Китая нас ненавидят. Но конечно мы не собираемся защищать спорные скалы ценой своей жизни и уж тем более не верим, что вы действительно сделайте все то, о чем говорите. Мы рады, что мы освобождены от воинской повинности, так что даже если грянет японо-китайская война, у нас будет преимущество, как и у братьев из Политбюро и прочих госчиновников, не идти на границы.
Называйте нас племенем предателей, но мы просто не воспринимаем эту злость, что возможно сыграло роль в вопросе с национальным образованием. Наша вина и гордость в том, что мы просто недостаточно китайцы, ошибка, на исправление которой у Лян Чжэньина (глава администрации специального административного района Гонконг – прим.пер.) уйдет гораздо больше времени – и вполне вероятно изменения произойдут не ранее, чем его сыновья закончат обучение к Великобритании.
Чип Цао - автор бестселлеров, колумнист и бывший продюсер BBC.