Газета "Наш Мир" br>
Впервые телевидение решилось показать полностью биографию диктатора:
продюсер Нико Хофман (Nico Hofmann) и режиссер Ники Штайн (Niki Stein)
намерены показать истоки антисемитизма Гитлера.
Ни
о каком другом человеке, за исключением Иисуса Христа, не было написано
столько книг, как об Адольфе Гитлере. С 1936 было опубликовано 75
различных его биографий, и это без учета небольших портретных очерков и
других сочинений из нацистских и неонацистских кругов. И ни о ком другом
не было снято столько фильмов – как игровых, так и документальных.
Вскоре
к этому добавится еще один, возможно, самый масштабный проект:
прославленная и получившая известность прежде всего своими телефильмами
на исторические темы компания Teamworx на ярмарке программ «Mipcom» в
Каннах объявила о начале работы над 8-серийным телесериалом,
рассказывающим о жизни Гитлера с 1914 по 1945 год.
В
роли продюсеров выступают основатель компании Teamworx Нико Хофман, а
также Ян Мойто (Jan Mojto), представляющий европейскую маркетинговую
фирму EOS-Betafilm. Режиссером будущего телесериала, судя во всему,
будет Ники Штайн, новый фильм которого «Роммель» можно будет посмотреть 1
ноября на телеканале ARD. Сценарий пишет сам Штайн вместе с актером и
режиссером Харком Бомом (Hark Bohm). Бюджет планируемого фильма составит
более 15 миллионов евро.
Истоки свирепого антисемитизма
«Мы
считаем оправданными подобного рода проекты, если при этом основательно
используются исторические источники», - отметил Хофман в интервью
газете Welt. «Так, например, фильм «Роммель» показал, что сегодня
существует повествовательная форма, с помощью которой даже сложные
исторические события можно перевести на кинематографический язык», -
добавил он.
Основным материалом для будущего
8-серийного фильма послужит достойное внимания исследование о Гитлере,
написанное работавшим ранее в Абердине, а в настоящее время переехавшим в
Гарвард немецким историком Томасом Вебером (Thomas Weber). В своей
книге «Первая война Гитлера» (Hitlers erster Krieg) 38-летний историк, с
одной стороны, занимается анализом того опыта, который Гитлер как
солдат получил на Западном фронте.
С другой стороны, он
ставит под сомнение расхожее мнение о том, что массовая гибель людей в
окопах первой мировой войны сделала из Гитлера свирепого антисемита, и
якобы поэтому спустя четверть века он стал добиваться искоренения
европейских евреев.
Почему Гитлер стал антисемитом?
На
самом деле вопрос об истоках радикального антисемитизма Гитлера
является ключевым в его биографии. В своей подстрекательской
автобиографии «Moя борьба» (Mein Kampf) он сам попытался представить
свою идеологию как якобы почти неизбежно вытекающую из истории и
подтвержденную «опытом» первой мировой войны.
Однако
Вебер делает важный вывод о том, что в данном случае имеет место
самостилизация: с одной стороны, Гитлер совсем не был «окопником», а
служил связным полкового штаба, и поэтому, скорее, его можно назвать
«тыловиком».
С другой стороны, в его части, в
Баварском полку Листа, не существовало заразного антисемитизма. Вебер
впервые провел тщательное исследование документов этого полка и пришел к
выводу о том, что большинство его солдат не были радикализированы
полученным на фронте опытом.
Роль Мюнхена
Но
когда же и почему Адольф Гитлер стал фанатично ненавидеть евреев?
Скорее всего, это произошло не позднее 1921 года. Опираясь на еще
неизученные источники, Вебер пытается доказать, что решающей фазой в
этом отношении стал Мюнхен в 1919 году. В этом смысле его взгляды
совпадают с мнением второго главного консультанта этого многосерийного
фильма, в роли которого выступает журналист, биограф Гитлера и Геббельса
Ральф Ройт (Ralf Georg Reuth). В его книге «Ненависть Гитлера к евреям.
Клише и действительность» (Hitlers Judenhass. Klischee und
Wirklichkeit) говорится о том, что решающая политизация будущего главы
НАСДП произошла во время революции в баварской столице.
Пока
еще не ясно, где можно будет увидеть новый многосерийный фильм. «Мы
занимаемся разработкой этого комплексного пакета на свой страх и риск,
то есть речь идет о сценарии, актерском составе и обо всем остальном.
После этого Ян Мойто и я будем предлагать этот фильм международным
телекомпаниям». Если смотреть на вещи реалистично, то, по мнению
Хофмана, этот фильм будет показан в 2015 году.
Новый
многосерийный фильм, актерский состав которого пока неизвестен, будет
снят на английской языке и предназначен для международного рынка. Хофман
придает большое значение работе консультантов, что позволит
использовать в процессе работы последние достижения исторической науки.
Такого
рода подход в принципиальном плане является правильным. Однако вряд ли
этого будет достаточно для того, чтобы заставить замолчать предсказуемую
общую критику этого проекта. Нечто подобное произошло уже в прошлом
году, когда сделанный при активном содействии историков фильм «Роммель»
стал предметом полемики и в течение нескольких недель обсуждался в
обществе.
Я никогда не мог понять, почему литература
может свободно обращаться с историей, а фильмы якобы не могут», - так
прокомментировал Хофман свой на первый взгляд рискованный проект. –
Возьмем, к примеру, книгу Джонатана Литтелла (Jonathan Littell)
«Благонамеренные» (Die Wohlgesinnten), ставшую предметом споров во всем
мире. Такого рода острые дискуссии должны быть позволены и для фильмов –
особенно если они делаются в Германии».
Так много Гитлера раньше еще не было
Пока
еще на телевидении не демонстрировался продолжающийся восемь часов
фильм о Гитлере. Наиболее полными можно считать проекты «Бункер»
(Untergang) Бернда Айхингера (Bernard Eichinger) и Оливера Хиршбигеля
(Oliver Hirschbiegel), снятый с Бруно Ганцем (Bruno Ganz) в главной роли
(175 минут), а также довольно низкого качества британский фильм «Гитлер
– восхождение дьявола» (Hitler - Aufstieg des Boesen), появившийся в
2003 году (180 минут). В 2005 году Хайнрих Брелер (Heinrich Breloer)
снял 270-минутный документальный фильм «Шпеер и Он» (Speer und Er), в
котором Гитлер является второстепенной фигурой, и не более того.
На
самом деле существует множество документальных фильмов о Гитлере.
Однако среди них нет такого, который мог бы по своим амбициям сравниться
с проектом компании Teamworx.
В любом случае Томас
Вебер многого ожидает от этого фильма. «Только в том случае, если мы
будем серьезно относиться к формированию личности Гитлера, а также к его
личным талантам и слабостям, к его холодной жестокости и личному шарму,
к его карьере и развитию его социальных связей и при этом не будем
пытаться лишить его присущей ему энергии, с помощью которой он оказывал
воздействие на многих немцев, - только в этом случае мы сможем объяснить
взаимоотношение Гитлера и немцев».
|