Восприятие одной и той же речи или звуков может отличаться, какая рука (правая или левая) занята какой-либо деятельностью в момент прослушивания, установили ученые из Медицинского центра при университете Джорджтауна в Вашингтоне. Их выводы были представлены в ходе ежегодной конференции по проблемам неврологии в США.
Исследователи полагают, что их открытие может помочь восстановить речевые способности у людей, перенесших инсульт, а также улучшить навыки говорения у детей с дислексией.
«Речь обрабатывается в основном в левом полушарии, и некоторые полагают, что это связано с тем, что левое полушарие специализируется на анализировании очень быстро меняющихся звуков», — цитируются в пресс-релизе учебного заведения слова ведущего исследователя, невролога из центра мозговой хирурги Питера Теркелтоба (Peter Turkeltaub).
Эксперимент заключался в том, что 24 добровольца должны были различить в фоновом шуме определенные быстро или медленно меняющиеся звуки и сообщить об этом нажатием на кнопку. Каждый участник использовал сначала правую руку, чтобы нажимать на кнопку при проигрывании первых 20 звуков, затем пользовался левой рукой на последующие 20 звуков, и так далее. В итоге, когда человек пользовался правой рукой, он отмечал быстро меняющиеся звуки чаще, чем при использовании левой, и наоборот.
«Поскольку левое полушарие контролирует правую руку, а правое — левую руку, эти результаты демонстрируют, что два полушария специализируются на разных типах звуков. Левое полушарие »любит« быстро меняющиеся звуки, такие как согласные, а правое полушарие лучше воспринимает медленно изменяющиеся звуки, такие как слоги, а также интонацию», — объяснил Теркелтоб.
По его словам, это объясняет взаимодействие между двигательной системой и восприятием у человека. «Это удивительно. Представьте, что размахиваете американским флагом, пока слушаете речь одного из кандидатов в президенты. Речь будет звучать для вас по-разному, в зависимости от того, в правой или в левой руке у вас флаг», — сообщил исследователь.
В конечном счете, Теркелтоб надеется, что понимание основной организации систем слуха и того, как они взаимодействуют с моторными системами, поможет объяснить, почему язык «рождается» в левом полушарии мозга, а также позволит найти новые способы лечения речевых расстройств, таких как афазия (языковые трудности после удара или травмы головного мозга) или дислексия.
«Если мы сможем понять основную мозговую организацию восприятия звуков, это помогло бы лечить людей, у которых есть проблемы распознавания речи после инсульта или после травмы головного мозга», — резюмировал автор.