Невзирая на триумфальные призывы Ким Чен Ына к процветанию и сообщения о прогрессе от дипломатов в Пхеньяне, обычные северокорейцы все еще говорят, что каждый день для них - это борьба за выживание. На самом деле, если сцены, описанные в только что опубликованном в The New York Times материале, действительно характеризуют жизнь среднего северокорейца, ситуация там достаточно неприглядная. Наблюдается чудовищный дефицит продуктов питания, как обычно, а электричество включается и выключается без очевидной регулярности. Правительство нетерпимо относится к критике и альтернативным образам жизни - например, к христианству. Лучшее, на что они могут надеяться, это бежать по временной визе в Китай и там, если сильно повезет, найти работу на заводе.
Есть свидетельства, говорящие о том, что жители Северной Кореи стали лучше осознавать свою нищету, потому что теперь знают больше о том, что происходит за границами их страны. На прошлой неделе Лора Линг (Laura Ling), бывшая журналистка Current TV, которая несколько месяцев провела в тюрьме в Северной Корее, написала колонку в the Los Angeles Times о том, что показуха, которую Ким Чен Ын демонстрирует миру, поверхностна как никогда. «Невзирая на культуру страха, которая проницает северокорейское общество, дефицит продуктов и лагеря в стиле ГУЛАГа, в которых по разным данным содержатся от 150 000 до 200 000 заключенных, есть признаки того, что мертвая хватка правительства начинает слабеть», - пишет она. «В некоторых приграничных районах можно поймать телеканалы соседнего Китая, в результате чего некоторые северокорейцы получают доступ к новостям из-за рубежа».
Если за полгода правления Ким Чен Ына мы что-то и узнали, так это то, что для перемен нужно время. Расхождения в доходах – естественная часть экономического развития, говорят эксперты, и хотя это и плохо, что человек, читающий в Северной Корее Библию, полагает, что правительство его убьет, если узнает, прогресс требует терпения. «Люди набрасываются на любые резкие решения о реформах, но такой переход не совершается за день, - сказал в интервью the Times эксперт по Северной Корее из Международной кризисной группы Дэниэл Пинкстон (Daniel Pinkston). - С другой стороны, представители привилегированного меньшинства, имеющего монополию на определенные отрасли, живут как бандиты».