Помните бессмертные строки из песни Виктора Цоя: «Война дело молодых - лекарство против морщин...»? А ведь так оно и есть. Ничего не поменялось. Именно молодежь всегда являлась и является движущей силой любых конфликтов. Молодежь легче всего зажечь и спровоцировать. Именно молодежь любит помериться пассионарностью, постоянно демонстрируя свою деструктивную активность.
Но эскалация подобной соревновательности заводит наше общество практически в тупик. Мы реально оказались все в состоянии вечной войны. И чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию, именно молодежь необходимо вывести из психологического состояния войны всех против всех.
Официально война на Кавказе закончилась, но ментально мы еще там. Уж слишком много крови было пролито, уж слишком много исковеркано судеб, уж слишком раны глубоки оказались….
Отсюда такая бурная и жесткая реакция на любые происшествия, связанные с выходцами с Кавказа, отсюда у общества желание «закопать» по максимуму Расула Мирзаева, отсюда всероссийский взрыв негодования по поводу «стреляющего свадебного кортежа».
Чтобы изменить ситуацию, отнюдь не нужны безумные денежные средства на очередные многотомные исследования или на мониторинг интернет-пространства. Чего его мониторить, когда все и так знают, что в Сети творится и что зачастую онлайн переписки заканчиваются стычками и кровопролитием в реале. И уж точно, для того, чтобы вывести общество из состояния взаимной ненависти, совсем не нужен какой-нибудь «кодекс поведения». Точнее, он не будет панацеей.
Состряпать некую устроившую всех бумажку из 20-30 пунктов не составило бы никакого труда для любого, кто мало-мальски в теме. Но также любой, кто в теме, скажет, что попытки создания такого документа предпринимались неоднократно и так ни к чему не привели. Более того, даже если этот Кодекс и будет написан, согласован и одобрен, он реально ни для кого не будет новинкой. Ну, неужели не понятно, что старшим грубить нельзя, что к девушкам нельзя грязно домогаться, что в городе, будь то хоть Москва, хоть Дербент, какое бы у тебя не было прекрасное настроение, стрелять нельзя даже в воздух? Конечно, понятно! И понятно всем. Но почему-то раз от раза мы видим рецидив за рецидивом…
Хотя, стоит отдать должное, старейшины и авторитетные личности этнических общин все чаще стали публично порицать безумные выходки своей молодежи. Но прислушивается ли к ним молодежь? К сожалению, не всегда. Скажу даже больше, все реже. Налицо кризис взаимоотношений старшего и подрастающего поколения. Да-да! Вечная тургеневская проблема отцов и детей приобрела новые очертания и, поразив все российское общество, достигла и стремительно распространилась в том числе и на территории Кавказа. Она сроднилась с всеобщим культом меркантилизма и выродилась в многоликую гидру под названием «поколенческий разрыв».
Этот недуг не является отличительной чертой одних только кавказцев, им поражена почти вся наша молодежь. Невольно вспоминаются слова таксиста из уже классического монолога в фильме «Брат-2»: «Ну, были же люди как люди, повымирали что ли?!»
И впрямь, в большинстве своем мы перестали уважать старших, прислушиваться к их советам, мы стали считать себя глашатаями истины в последней инстанции. Ну, а тех, кто старше, тех, кто познал жизнь больше, считаем чуть ли не динозаврами и вымирающим видом....
Куда делись старинные понятия о чести, совести, данном слове, о которых мне когда-то рассказывал отец? Я иногда ловлю себя на мысли, а было ли такое, к чему меня приучал отец, или это все фантазии стариков? Да вроде было... По крайней мере, в книжках о тех благородных временах написано все именно так.
А помните забытые понятия: «лежачего не бить», «до первой крови» или совсем уж сейчас смешное «один на один»? Ну да, «отдел фантастики на другом этаже», - скажете вы и будете абсолютно правы. Все эти покрывшиеся нафталином принципы трансформировалось сегодня в «толпой на одного, причем, до последней капли крови и желательно потом еще и контрольный в голову». Как-то больше похоже на правду, согласитесь?
Куда делось таинство ухаживания за девушками? Почему вдруг столь актуальным стал вопрос о харассменте? Я никогда не поверю, чтобы наши отцы точно таким же образом как сейчас некоторые обезьянствующие представители молодежи, изрыгая сквернословия и хватая за разные места, пытались произвести впечатление на наших будущих матерей.
Уверен, что не дай Бог, позволь кто-нибудь бы себе раньше нечто похожее, он остался бы без рук и без ног. И не надо было бы звать братьев и друзей: проходящие мимо люди разложили бы поддонка на атомы, выполнив, таким образом, свой гражданский долг. Куда делся пресловутый институт общественного порицания, служивший в том же Союзе фактором сдерживания различных правонарушений? Почему люди перестали бояться стыда? И остался ли вообще этот стыд?! Не знаю! Думаю, да. Но, наверное, где-то далеко. По крайней мере, не там, где его ищут.
Еще раз повторю, что для того, чтобы возродить уважение друг к другу, не нужны новые финансовые вливания, не нужны новые институты по изучению проблем. У нас достаточно министерств, ведомств, фондов и общественных организаций, наполненных профессиональными экспертами, полно специалистов, что получают вполне достойные деньги за свою работу. Будет достаточно, если эти люди в рамках своих должностных обязанностей будут заниматься своей работой, а не только самопиаром. Журналисты, политологи, общественники, правозащитники, политики и чиновники – вот перечень тех, кому необходим тот самый Кодекс. Но это должен быть внутренний кодекс, представляющий собою четкую грань, за которую, ни за какие коврижки, ни за какие бонусы и ордена нельзя переступать и идти на сделку со своей собственной совестью.
Вениамин Роднянский