Atlantico: Сегодня мобильный телефон появляется у молодежи с самого раннего возраста. Для чего он используется?
Эдит Тартар-Годде: Сначала давайте определимся с тем, что мы подразумеваем под словом «молодежь».
Если речь идет о детях, то телефон служит страховкой для родителей, которые могут позвонить ребенку в любой момент. Таким образом, родители полагают, что знают, где ребенок находится, и что он делает. Школьники используют мобильные телефоны для игр и общения с друзьями. Чаще всего используются SMS и встроенная камера.
Этот развлекательный инструмент интуитивно используется для того, чтобы ощутить связь с другими (например, полазить по интернету). Он создает у ребенка впечатление, что он не одинок, и позволяет избежать стресса, когда он оказывается один дома после учебного дня. Телевидение также играет эту роль «няни», однако мобильник в гораздо большей степени обладает коммуникационными и интерактивными качествами.
— Как мобильный телефон изменил поведение в школе?
— Изменения связаны не только с мобильником в его исключительно телефонной функции, но и с использованием новых технологий в целом (интернет, сетевые игры...).
Речь идет об изменениях в принципах мышления, обучения, восприятия мира и окружающих, формирования личности. Список можно продолжить и дальше.
В частности, игровой, сенсорный и моторный аспект (так как для этого требуется только зрение, слух и пальцы) позволяет очень быстро получить доступ к информации... без усилий и необходимости дедуктивного мышления. Последствия всего это сразу же заметны в классе: быстрая капитуляция при необходимости приложить усилия, трудности с установлением связи между знаниями и опытом, рассеянное внимание, проблемы с сосредоточением, отсутствие интереса к абстрактным (то есть, не связанным с повседневной жизнью) знаниям и т. д.
— Мобильный телефон подталкивает ребенка к тому, чтобы уйти в себя?
— Для некоторых мобильный телефон — это способ самовыражения. Без этого предмета они ощущают себя брошенными, пустыми. Так, запрет на использование мобильников в классе может вызвать чувство «лишения», а не фрустрации (фрустрация — совершенно нормальное явление в жизни). Вызываемое этим смятение так велико, что чувство лишения может заставить школьника замкнуться в себе и отгородиться от мира. Тем не менее, в большинстве случаев они сами признают, что с мобильным телефоном в руках им нужно учиться принимать рациональные решения (например, слушать преподавателя, а не отвечать на sms), и что у них самих это получается далеко не всегда. Кроме того, никто ведь их этому не учит!
— В 61% случаев инициатива о покупке мобильного телефона исходит от родителей. Но действительно ли он так уж нужен детям?
— Родителям он и правда нужен! Он создает у них впечатление, что они находятся рядом с ребенком, хотя это и не так. Тем не менее, этот предмет может помешать ребенку взрослеть, потому что взрослеть означает самому принимать решения в различных жизненных ситуациях. Если же родителям можно позвонить всегда, когда возникает любая, даже самая мелкая трудность, ребенок становится не самостоятельным, а зависимым. Таким образом, мобильник может привести к инфантильности.
В то же время мобильный телефон может быть очень полезен молодежи. В первую очередь это касается подросткового возраста при условии умеренного использования телефона (например, не по ночам). В этот момент его польза объясняется тем, что он позволяет установить связи со сверстниками и приятелями, а также сформировать жизненный опыт при том, что отношения с родителями будут постепенно размываться, чтобы ребенок мог физически отделиться от них.
Эдит Тартар Годде, психолог и социолог.