Во время беспрецедентно крупных военных учений, прошедших в Армении и Нагорном Карабахе в первой половине октября, армянские вооруженные силы отработали варианты ракетных ударов, дальность которых может составить более 300 километров. Об этом сообщает радио «Свобода». Начальник оперативного управления генерального штаба ВС, генерал-майор Артак Давтян на встрече с журналистами сообщил, что в рамках учений были смоделированы ракетные удары по военным и экономическим объектам условного противника.
По его словам, ракетные удары отрабатывались с учетом активных боевых действий, обусловленных атакой противника на все виды вооруженных сил. «Удары в основном были смоделированы как по войскам условного противника, то есть по военным объектам, так и по экономической инфраструктуре, тем или иным образом влияющей на боеспособность вооруженных сил, – отметил Давтян, добавив, что они могут наносить и точечные удары. – Мы не будем наносить ударов по мирному населению, подобных сценариев даже не планируем. Намеченными нами целями будут военные и экономические объекты, в частности, нефтяные и газовые инфраструктуры – энергоносители, которые влияют на экономику».
Как сообщили источники армянской службы радио «Свобода» – радио «Азатутюн» в Министерстве обороны, во время военных учений было смоделировано множество ракетных ударов, и по количеству и дальности этих ударов данные учения стали для ВС Армении беспрецедентными. Напомним, в августе 2010 года министр обороны Армении Сейран Оганян, говоря о модернизации вооружений, заявил, что в дальнейшем акцент будет делаться на приобретении дальнобойных и сверхточных видов оружия, а также на их отечественном производстве. Примечательно, что 21 сентября прошлого года на военном параде по случаю Дня независимости Армении был продемонстрирован ряд ударных ракет, в том числе оперативно-тактические ракетные комплексы 9К72 «Эльбрус» российского производства, которые по классификации НАТО известны как Scud-B и дальность которых составляет примерно 300 километров.
На днях один из аналитических американских веб-ресурсов опубликовал информацию и сделанный со спутника фотоснимок, согласно которым в Сюникской области Армении размещены два комплекса ПВО типа С300ПС. Причем, согласно этой публикации, указанные комплексы являются более современными, чем появившиеся ранее в ВС Армении С300ПТ. Также отмечается, что, разместив в Сюнике два комплекса С300ПС, ВС Армении взяли под свою защиту все воздушное пространство Нагорного Карабаха. Пресс-секретарь министра обороны Арцрун Ованнисян в этой связи сказал адио «Свобода», что из опубликованной информации «некоторые сведения верны», а «некоторые уже устарели». Что касается широкомасштабных учений, прошедших с 1 по 13 октября в Армении и Нагорном Карабахе, то было отмечено, что в учениях приняли участие около 45 тысяч человек и примерно 5 тысяч единиц техники, что для армянских вооруженных сил также является беспрецедентным. Министерство обороны Азербайджана отреагировало на заявления начальника оперативного управления генштаба Армении.
«Азербайджан наряду с эксплуатацией своих нефтегазовых месторождений имеет все возможности для обеспечения их безопасности», – говорится в письменном заявлении главы пресс-службы Министерства обороны Эльдара Сабироглу. «Вражеской стороне не впервой выступать с подобными заявлениями. Мы неоднократно становились свидетелями аналогичных клеветнических пустословий, и нынешнее также расцениваем как очередное словоблудие», – отмечает Э.Сабироглу, комментируя угрозы начальника оперативного управления генштаба Армении генерала-майора Артака Давтяна. «Смелость армянской стороны исходит не от нее самой, а со стороны. Что касается нефтегазовой инфраструктуры, то она совместно используется Азербайджаном с ведущими державами мира и их компаниями. Кроме того, имеются все необходимые силы и средства ПВО для защиты этой инфраструктуры. В то же время противнику следует помнить, что новые ракетные системы Азербайджана могут достать любой стратегический объект на территории Армении», – добавил он.
Э.Сабироглу констатировал, что поступательное развитие и достижения Азербайджана, очередное повышение бюджетных расходов на оборону ставят Армению в безвыходное положение. Принимая все это во внимание, периодические безосновательные заявления армянской стороны рассчитаны исключительно на внутреннюю аудиторию и имеют целью отвлечь внимание армянской общественности от проблем в собственной стране, заключил представитель Минобороны Азербайджана.
Итак, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, впервые не на экспертном уровне, а устами вполне официального лица Армения открытым текстом угрожает нанесением ударов по объектам нефтяной и газовой инфраструктуры стратегического значения, притом не только для экономики Азербайджана, но и наших западных партнеров.
Очень смело. Можно сказать, что даже нагло. Официальный Ереван берет на вооружение пример Ирана, который также угрожает ракетно-бомбовыми ударами по стратегическим объектам, представляющим интерес для Запада на территории сопредельных государств.
Азербайджанским дипломатам надо приложить все усилия, чтобы максимально полно донести эту информацию до наших западных партнеров. Притом делать это надо постоянно, чтобы не забыли.
А по большому счету, складывается трагикомичная ситуация. Армения, с одной стороны, постоянно просит Запад в целом, США в частности, о «бесплатном сыре» и, как правило, получает его. За годы независимости Армения получила только от США безвозмездной финансово-экономической помощи более чем на два миллиарда долларов. Для сравнения: Россия никак не желает простить Армении долг в размере даже 50 миллионов долларов. А теперь Армения угрожает не Азербайджану, а в первую очередь США разрушением объектов нефтяной и газовой инфраструктуры стратегического значения, то есть трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и, наконец, по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, в существовании которых Вашингтон имеет геополитический интерес. По сути, речь идет о разрушении основных элементов «Южного энергетического коридора», который должен стать важным фактором обеспечения энергетической безопасности Европы посредством снижения уровня ее зависимости от России в этой сфере.
Необходимо приложить все усилия, прежде всего в дипломатической сфере, чтобы в Вашингтоне и Брюсселе как положено «отблагодарили» Армению за разработку планов, наносящих непоправимый среднесрочный урон по геополитическим и экономическим интересам Запада на Южном Кавказе. Думаю, последствия не заставят себя ждать.
Во-вторых, создается впечатление, что официальный Ереван даже не представляет последствия подобных действий для самой Армении. Ведь необходимо учесть, что у Армении не хватит сил и средств, да и смелости нанести удар по нефтегазовым месторождениям на Каспии. С одной стороны, не так просто будет это сделать по военно-техническим причинам. А с другой стороны, подобная атака по нефтегазовым месторождениям станет причиной экологической катастрофы, чего Армении никто не простит, даже такой союзник, как Россия.
Таким образом, Армения не сможет лишить Азербайджан источников энергоресурсов, необходимых для ведения боевых действий даже в среднесрочной перспективе. Но будет нанесен удар по энергетической безопасности соседних государств, а если быть более точным, Грузии и Турции. Вряд ли они будут благодарны Армении, особенно Грузия, для которой поставки газа из Азербайджана жизненно необходимы. Это будет равноценно объявлению войны со стороны Армении Грузии. Естественно, последуют ответные меры. Армения вообще может потерять и выхода к Черному морю.
Далее, Азербайджан нанесет ответный удар по коммуникационно-энергетическим объектам Армении, в первую очередь по газопроводам, по которым поступает природный газ из России и Ирана. Притом интересы Ирана не будут особо затронуты. Ведь армянская часть газопровода Иран-Армения принадлежит России. Можно будет нанести также ракетно-бомбовые удары по высоковольтным линиям электропередач и полностью обесточить всю Армению.
В-третьих, необходимо призадуматься о причинах подобной наглости официального Еревана. Ведь подобные учения проводятся и подобные заявления делаются, как правило, накануне возобновления полномасштабной войны. А по логике Армения должна делать все возможное, чтобы избежать возобновления полномасштабных боевых действий, которые, надо признать, в данный момент ничего хорошего не обещают ни Азербайджану, ни Армении.
В возобновлении боевых действий, по крайней мере, пока, уж точно не заинтересован Запад, не имеющий военно-политического плацдарма в регионе.
А вот Россия по всем признакам пытается обострить ситуацию в регионах постсоветского пространства, которые охвачены территориально-этническими конфликтами.
«Россия может признать Приднестровье в случае утраты Молдавией государственного суверенитета и статуса нейтральной страны», – с таким грозным предостережением выступил в конце минувшей недели посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев. Наблюдатели в Кишиневе всерьез отнеслись к заявлению высокопоставленного российского дипломата.
Если бы с подобным заявлением выступил Владимир Жириновский, то повода для беспокойства у правительства Молдавии не было бы: ведь к экстравагантным выходкам лидера ЛДПР не привыкать, притом не только в Молдавией. Другое дело – посол по особым поручениям МИД. Бесспорно, Сергей Губарев, делая такое заявление, отражал позицию руководства МИД. Более того, скорее всего, именно глава МИД Сергей Лавров поручил ему выступить с таким предостережением. Стоит обратить внимание на то, что поводом для признания Россией Приднестровья станет вовсе не провал мирных переговоров. Москва готова признать независимость Приднестровья только в случае, если Молдавия утратит государственный суверенитет и перестанет быть нейтральной страной, то есть если она объединится с Румынией и (или) если Молдавия вступит в НАТО. Вот тогда у России не останется другого выхода, как признать независимость Приднестровья. На все остальное, в том числе на будущий статус Приднестровья, России наплевать.
«Цель переговоров – строить дальнейшее сосуществование Тирасполя и Кишинева. В какой форме, по какой модели – это решать Тирасполю и Кишиневу. Ключ от приднестровской проблемы лежит не в Москве, не в Киеве, не в Вене, не в Брюсселе, не в Вашингтоне. Ключ к решению проблемы Приднестровья лежит в Кишиневе и Тирасполе», – подчеркнул Губарев. По его словам, нынешняя ситуация в переговорном процессе соответствует позициям середины 90-х годов прошлого столетия. «Но, тем не менее, как мне представляется, найти удовлетворяющий обе стороны выход из этого положения необходимо. Ежели такого выхода не будет, то будем приступать к анализу плана Б», – цитируют российского дипломата тираспольские и кишиневские СМИ.
Точная такая же установка МИД России существует по поводу урегулирования карабахского конфликта. Об этом глава МИД России Сергей Лавров еще несколько лет назад заявлял лично. С.Лавров предупредил, что Москва поддержит и допустит реализацию такого варианта урегулирования карабахского конфликта, который не изменил бы существующий военно-политический и геополитический баланс сил в регионе. Но в Москве прекрасно осознают, что геополитический и военно-политический баланс сил в регионе начинает меняться и без урегулирования карабахского конфликта, притом не в пользу России. А возобновление полномасштабных боевых действий, по мнению некоторых стратегов в Москве, может задержать этот процесс.