Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Диктатура и демократия не противоречат друг другу
Газета "Наш Мир"Политическое устройство, которое сложилось в наиболее преуспевающих странах к концу 20 века, можно с известным основанием назвать «институциональной демократией». То есть по сути ее можно определить как «демократию институтов», а не демократию граждан. Ее основным достоинством, о котором стала устойчивость системы и сменяемость носителей власти. Но в известной степени в тень ушла проблема собственно представительства интересов большинства.

Этот вид правления родила определенная эпоха, в том числе и производственная, в широком смысле ее можно обозначить словом «фабричная». Это эпоха, когда устойчивость правил и повторяемость операций являлась основой успешного функционирования. «Демократия институтов» в значительной степени есть своего рода фабрика управления и такое вид правления вполне адекватен ситуации, когда фабрика является основным звеном общества.

Но к 21 веку фабрики либо начинают уступать место, условно говоря, лабораториям, либо сами становятся лабораториями. В этих условиях с неизбежностью придется говорить либо об уходе от институционального управления, либо о радикальном изменении характера этих институтов. Управленческая институализация сделала с участием граждан в управлении обществом тоже, что индустриальная фабрика - с участием работника в производстве. И это, так или иначе, является неким основанием для кризиса институционального управления.

Политическое устройство, которое начали внедрять в России двадцать лет назад и от которого ей так и не удается в полной мере избавиться, можно назвать «дискредитированной демократией». Но ее дискредитация оказалась продуктом в том числе и того, что в России попытались внедрить модель, уже близкую к своему кризису. Причем внедрить ее пытались в условиях полного отсутствия как той традиции, которая делала ее успешной в иных странах, так и той порождаемой ею инерции, которая позволяет ей там удерживаться. С другой стороны, внедрялась она вместо модели, которая, как не покажется странным, сама была ближе стадии либо безинституальности, либо «лаборатории институтов».

Вообще, наличие институтов – это то, что отличает общество с государством от общества без государства. При снижении роли собственно государственности и повышении роли тех или иных форм общественного самоуправления – а так происходят всегда при повышении самодостаточности граждан – естественным образом снижается или меняется роль институтов.

Новая эпоха неизбежно должна рождать не только иные формы управления и иные институты – но и иных субъектов управления и власти. Собственно говоря, в управлении обществом себя оправдывают лишь те институты, которые более удобны группам, с большим основанием претендующим на власть, то есть – тем, кто связан с новыми формами производства.

Важно не то, имеем мы в стране диктатуру или нет. Важно, имеем мы демократию или нет. Власть большинства у нас - или власть меньшинства. Большинство может быть относительно однородное, а может быть коалиционное. Парижская Коммуна пыталась установить «чистую» диктатуру пролетариата. В России же действовал принцип «диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства». В Восточной Европе и Юго-восточной Азии база диктатуры была расширена: «пролетариат, крестьянство в союзе с национальной буржуазией». На Кубе, в силу определенных особенностей, был утвержден и до сих пор действует еще один вариант, отличный от вышеперечисленных.

Если бы в современной России попытались установить «диктатуру пролетариата», то при населении, которое в абсолютном большинстве своем не имеет собственного бизнеса и работает по найму, это была бы диктатура подавляющего большинства против абсолютного меньшинства.

А поскольку во главе этой диктатуры стояли бы люди, связанные с наиболее передовыми видами производства, характерными для информационного общества, то эта диктатура носила бы производственно-модернизирующий характер и была направлена на совершение технологического прорыва, на создание и развитие новейшего производства и превращение России в технологическую сверхдержаву, контролирующую основные участки производства информации, технологий и (что особо важно) – смыслов современного мира.

Вряд ли кто-то будет оспаривать, что в современной России власть реально принадлежит меньшинству и действует она в целом в интересах меньшинства, причем большинство от участия в этой власти отстранено. Кто-то считает, что эта власть основана на соблюдении закона. Кто-то возьмется утверждать – что на его игнорировании. Но даже если она и может быть признана правовым государством – то это правовое государство меньшинства, то есть авторитарное правовое государство.

Вполне естественно, что для человека предпочтительнее вместо авторитарного (пусть и правового) правления того или иного толка иметь демократическую диктатуру – то есть такую свою власть, которая не может быть свергнута ее противниками и при которой будет подавлено сопротивление бывших обладателей власти.

С теоретической точки зрения важны, пожалуй, два момента.

Первое. Диктатура не противоречит демократическому характеру власти как таковому. Демократическая диктатура не менее демократична, чем демократическое правовое государство.

Второе. Диктатура не означает и не предполагает автоматически репрессивности и устрашения. Последние рождаются сопротивлением тех, кто не хочет подчиняться власти. Сама по себе диктатура означает лишь устойчивость власти, ее реализм и готовность защищать интересы тех, кого она представляет, в частности - в чрезвычайных условиях и чрезвычайными методами.

Но в контексте того, о чем говорилось выше, также это значит, что:

Третье. Если эпоха производства по устоявшимся правилам рождала фабричный тип управления на основании инструкций и законов - демократию институтов «фабричного типа», то эпоха информационно-креативного производства должна либо рождать управление креативного («ручного» в хорошем смысле этого слова) типа, то есть демократию институтов лабораторного типа, демократию граждан (демократию не прав и законов, а интересов), либо возможно, вести к устранению институализации власти как таковой.

И четвертое. Эта лабораторная институализация должна строиться не на законе старого, инструктивного типа, а на соединении авторитета компетентности с выявленным интересом граждан. В этом отношении она сама есть институт 21 века. И как институализация обеспечения интересов, и как институализация политической власти самоорганизации субъектов нового производства.

Демократия не есть устройство без подавления, без власти. Демократия есть, прежде всего, такое устройство, при котором осуществляется «-кратия», то есть власть большинства, система подавления большинством меньшинства. Если нет этого подавления – то нет и власти большинства, то есть - нет демократии, нет порядка, а есть безвластие и «война всех против всех» - если, конечно, не иметь виду такое состояние, когда подавления меньшинства нет потому, что общество доходит до уровня безгосударственной организации общественного самоуправления, общего согласия.

При этом демократия имеет в виду и участие масс в управлении государством, и выражение властью интересов большинства. Как гласила т.н. геттисбергская формула, озвученная в свое время Авраамом Линкольном – «Власть народа, в интересах самого народа, руками самого народа».

Строго говоря, с самого начала, когда двадцать лет назад определенная часть политической элиты стала внедрять в нашей стране новое политическое устройство, под брэндом «демократии» нам навязывалось ее понимание как системы преимущественного права меньшинств, и их свободу от исполнений решений большинства. С другой же стороны, нам говорили, что это система власти «просвещенного» - то есть «рыночно ориентированного» - меньшинства. Был, в частности выдвинут тезис о том, что демократия может быть гарантирована лишь в условиях рынка, поэтому лишь власть людей, преданных рыночной мифологии, и может-де считаться подлинной демократией.

Идея демократии, таким образом, подменялась псевдолиберальной идеологией рыночного фундаментализма, также мало имеющей общего с демократией, как и с, собственно, либеральной идеологией. Хотя, строго говоря, уже довольно давно одним из ведущих мировых исследователей и теоретиков демократии Робертом Далем было доказано, что рынок в современном мире с неизбежностью уничтожает демократию и утверждение демократии невозможно без преодоления рыночных отношений. А Уолтер Ростоу сделал вывод о том, что демократия утверждается там и тогда, где и когда граждане ощущают явные улучшение своей жизни от ее внедрения.
.
Категория: Аналитика | Просмотров: 626 | Добавил: serj | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://newsland.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана