Газета "Наш Мир" br> Группа исследователей под руководством известного турецкого социолога
Бахаттина Акшита подготовила портрет религиозности Турции.
Результаты исследования на тему «Социальная структура и религия в
Турции», проводимого исследовательской группой с 2008 по 2011 годы, были
опубликованы в издании под названием «Религиозность в Турции». В чем
состоит социальное значение религии в стране? Как общество относится к
религии? Чем измеряется религиозность? Как она воспринимается? Каким
образом отношение к религии влияет на повседневные образцы поведения
общества, социальные отношения, межличностное восприятие? Где проходят
границы консерватизма, религиозности, светскости? Ответы на эти и многие
другие вопросы предлагает исчерпывающий анализ, проведенный Бахаттином
Акшитом совместно с другими крупными социологами Турции – Реджепом
Шентюрком (Recep Şentürk), Ондером Кючукуралом (Önder Küçükural) и
Куртулушем Дженгизом (Kurtuluş Cengiz). В рамках исследования были
проанализированы результаты социологических опросов и интервью,
проведенных в 25 и 8 илах соответственно, сделанные выводы обеспечивают
основу для обсуждения, выходящего за рамки поверхностных оценок.
В монографии проблема религиозности рассматривается в рамках пяти
основных осей напряженности. Первую линию образует различие между
светскостью и священностью. На второй оси расположены современность и
традиционность. На третьей оси напряженности исследуются вопросы,
связанные с тем, как существует и проявляется религия в «общественной» и
«частной» сферах. Четвертая ось принимает во внимание связь между
религиозными канонами священных писаний и религиозной практикой, а также
возникающие в этой связи проблемы. Пятая область напряженности связана с
противоречием между вопросами о том, какие сферы повседневной жизни
регулируются религиозным знанием, а какие – научным. Иными словами,
книга, позволяющая взглянуть на волнующие практически каждого человека
вопросы через зеркало общественного мнения, предоставит возможность
найти близкие идеи и образцы поведения, также как и познать иные.
Ислам не конфликтует с наукой
В проведенном исследовании высказывается мысль об отсутствии
конфликта между религией и наукой, в качестве примера приводятся многие
взгляды исламских ученых, критикуется теория эволюции и дарвинизм. Это
можно отчетливо наблюдать в нижеприведенной цитате: «Полагаю, что
исламская религия и наука ни при каких условиях не конфликтуют.
Аль-Фараби, Авиценна – все они ученые исламского мира, которые, сделав
множество открытий, преуспели в научной области. Думаю, что
мусульманство будет неразрывно с наукой. […] Говоря о Дарвине и теории
эволюции, на мой взгляд, суждения о происхождении людей от обезьяны
являются недостоверными. Например, почему обезьяну до сих пор не научили
говорить? В общем, я не думаю, что работа Дарвина носит научный
характер» (Эрзурум, женщина, 55 лет).
Чем выше доходы, тем ниже религиозность
Авторы книги отмечают, что «вера» образует одно из ключевых понятий
этого полевого исследования, и обобщают его результаты следующим
образом: «Если принимать во внимание гендерную принадлежность, то к
верующим себя относят 67% женщин, что на 10% выше, чем количество
причисляющих себя к верующим мужчин. Как и ожидалось, религиозность
более распространена в поселениях сельского типа (71%), по сравнению с
городами. Уровень относящих себя к верующим увеличивается с повышением
возраста респондентов. К одному из привлекающих внимание результатов
исследования относится обратная пропорциональная зависимость между
уровнями дохода и религиозности. Доход наиболее многочисленной группы,
причисляющей себя к верующим, составляет от 450 до 1000 турецких лир. С
точки зрения партийных предпочтений самая крупная группа избирателей,
относящих себя к верующим, поддерживает Партию справедливости и развития
(74%). На втором месте – сторонники националистических партий: Партии
национального движения и Партии великого союза (59%), на третьем –
респонденты, отдающие предпочтение в пользу блока «Партия
демократического общества» (55%). При этом большинство сторонников
Республиканской народной партии характеризует себя как
«среднерелигиозные» (42%), 38% относят себя к религиозным и 19% к
нерелигиозным.
12 сентября были закрыты медресе
Один из респондентов в Эрзуруме поделился своим мнением относительно
вмешательства Государственного переворота 12 сентября 1980 года в
религиозную и политическую жизнь страны: «Переворот, проведенный Кенаном
Эвренелем, заставил пережить страшную трагедию в культурной жизни
Эрзурума. В тот период к каждой мечети в Эрзуруме относились медресе, в
которых действительно можно было приобрести научные знания. Медресе были
закрыты. В тот период все были напуганы и старались не выходить на
улицу» (Эрзурум, мужчина, 43 года).
Пусть религиозный урок сохранится как обязательный
В рамках результатов исследования 63% опрошенных считают необходимым
продолжение практики обязательных религиозных уроков. Мнения
относительно идеи о том, что решение о ношении женщинами хиджаба
принимается по собственной воле, а не согласно религии, разделились
поровну.
Ислам – моя страсть
Дискуссии относительно идей, связанных с отношением к тарикатам,
джамаатам и посещением усыпальниц, актуализировали более общий и
абстрактный вопрос: как возникает восприятие «истинной религии», в
которую верят, и как очерчены границы «истинной» религии, которая служит
возникновению этого восприятия? В рамках анализа результатов,
полученных в Денизли, можно констатировать, что практически каждый
воспринимает понятие «истинного ислама» по-своему. Один из опрошенных,
подвергнув критике понимание ислама другими людьми, говорит следующее:
«Ислам – моя страсть, но, когда люди принимают во внимание лишь
отдельные ценности мусульманской религии в угоду своим интересам и
применительно к себе оставляют в стороне другие аспекты, это
превращается в безобразное зрелище, и я это вижу. В этой связи я не хочу
находиться в их числе» (Денизли, женщина, 41 год).
Теперь имамы тоже могут носить джинсы
Относительно реакции на джинсы как символ Запада и прежде всего
Америки, к которым со временем привыкли, в исследовании отмечается
следующее: «Одним словом, мы находились в условиях, когда ношение
джинсов соотносилось с безрелигиозностью. Я тоже однажды посетил мечеть в
джинсах, несмотря на то, что мой отец рассердится, и все будут смотреть
осуждающе. Все же придя в мечеть в джинсах, мы совершили намаз. А
сейчас мы видим, что и имамы, и муллы стали носить джинсы» (Эрзурум,
мужчина, 37 лет).
Общество едино
Результаты исследования показывают, что турецкое общество неразделимо
на религиозных и нерелигиозных, верующих и неверующих, также как белых и
черных. Большинство представителей категории, которую можно определить
как «строгие» верующие, приняли жизнь в светском плюралистическом
государстве и обществе. Среди них небольшое меньшинство отстаивают
взгляды регулирования политической и экономической жизни полностью в
соответствии с религиозными требованиями. При этом большинство
поддерживают жизнь в рамках светского государства и экономики, а также
демократического участия.
Количество желающих жить по законам шариата – 10%
С целью выяснения мнения относительно связи политики и религиозной
веры респондентам был задан вопрос, желают ли они образования в Турции
религиозного государства, основанного на предписаниях шариата. Было
выявлено, что 10% опрошенных считают необходимым создание шариатского
государства, 80% – ответили отрицательно и 10% не смогли принять
однозначного решения. Этот показатель не отличается от результатов,
полученных при проведении подобных исследований прошлых лет.
|