Газета "Наш Мир" br> К сожалению, хотя тесты существуют уже полтора века, а нейронауке –
не один десяток лет, невозможно доказать, что ты умный. Наша
неспособность определить одну из основополагающих черт человека породила
ряд странных представлений об интеллекте и может в итоге помешать нам
создать сильный искусственный интеллект.
Тесты интеллекта
Одни из первых стандартизированных тестов интеллекта – так называемые
«Императорские экзамены» – были разработаны более 1,5 тысячи лет назад в
Китае. Больше тысячелетия правительство отбирало чиновников,
руководствуясь тем, как они владеют пятью основными областями знаний, в
число которых входили искусство, право и военная стратегия. Некоторые
историки полагают это первой попыткой создать меритократию на
государственном уровне, хотя многие, разумеется, считали эти экзамены
несправедливыми и удобными для элит.
Вероятно, самым известным способом измерять интеллект следует считать
так называемый тест IQ. На самом деле это широкий термин, означающий
целый ряд разных тестов, которые использовались с начала 20 века для
проверки людей в самых разных целях — оправданных (например, для
проверки умственной пригодности к военной службе) и глубоко неправильных
(например, при решении вопроса о стерилизации чернокожих женщин с
низким доходом). Больше века назад выражение «коэффициент интеллекта» в
равной степени часто использовалось и в образовании, и в евгенике,
однако ввел его немецкий психолог Уильям Штерн (William Stern) в первую
очередь для характеристики расстройств развития, которые в то время
называли «отсталостью».
Разумеется, с тех пор тесты IQ сильно изменились, однако базовая
система оценки осталась прежней. 100 – это средняя величина, и 95%
населения находится в диапазоне двух стандартных отклонений от нее — то
есть 95% населения обладает IQ от 70 до 130. Однако как измерять IQ?
Количество разных идей может вас удивить. Обычно в наши дни тесты IQ
фокусируются на вербальных способностях, но в начале 20 века они
затрагивали и невербальные. Большинство тестов измеряют то, что
американский психолог Луис Терстоун (Louis Leon Thurstone)
характеризовал, как «вербальное понимание, беглость речи, способность к
вычислениям, пространственную визуализацию, ассоциативную память,
скорость восприятия, способность к рассуждениям и индукции».
Различные исследования — впрочем, все они рано или поздно
оспаривались — устанавливали корреляцию высокого IQ с чем угодно – с
хорошими оценками в школе, с экономической успешностью, с
продолжительностью жизни. Низкий IQ увязывали с преступными
наклонностями, а в последние годы его также увязывают с расизмом, что
забавно, так как некоторые из ранних поборников тестов IQ занимались
евгеникой.
Вряд ли кто-то станет возражать, что IQ показывает способность
успешно справляться со стандартизированными тестами, которая зачастую
означает хорошие оценки и законопослушность. Они в свою очередь помогают
получить высшее образование и работу, обеспечивающую место в среднем
классе. Но разве «успех» и интеллект это одно и то же? Многие могли бы с
этим поспорить.
Другие виды интеллекта
IQ не измеряет ни такие вещи, как этика, ни эмоциональный интеллект,
который обычно определяют, как способность контролировать свои
побуждения, сопереживать людям и заключать социальные союзы. Он также не
учитывает то неуловимое качество, которое отличает гениев и которое не
имеет ничего общего с хорошей карьерой, соблюдением правил и созданием
работ, имеющих долговременную значимость.
Сейчас когнитивисты пытаются установить, какими качествами обладают
люди, которых Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) называет
«аутсайдерами» и способности которых тесты IQ часто не фиксируют. В
своей книге «Об интеллекте» («On Intelligence») Джефф Хокинс (Jeff
Hawkins) называет ключом к интеллекту предвидение. По его мнению, самыми
умными следует считать людей, способных точно предсказывать исходы
различных ситуаций, обычно прокручивая в своей голове разные сценарии.
Он также имеет в виду и нечто более фундаментальное, полагая, что
человеческий мозг уникальным делает во многом именно эта способность к
предсказательному моделированию.
Невролог Элхонон Голдберг (Elkhonon Goldberg) в своей замечательной
книге «Новый исполнительный мозг: Лобные доли в сложном мире» («The New
Executive Brain: Frontal Lobes in a Complex World») разрушает целый ряд
наших мифов о том, как работает мозг – и в частности о том, что такое
«интеллект». Среди прочего он пишет об исследованиях «морального
развития» и лобных долей мозга. Эти исследования показали, что чувство
правильного и неправильного, а также контроль над побуждениями
развиваются у нас в первые месяцы жизни целиком и полностью в результате
социальных контактов с окружающими нас людьми. Эти социальные контакты
буквально меняют структуру лобной коры. Люди, лишенные таких контактов в
эти ключевые формативные месяцы, могут оказаться более подверженными
психическим расстройством, связанным с контролем над побуждениями, и
больше предрасположенными к антиобщественным действиям – таким как ложь
или агрессивное поведение с другими людьми.
И это только несколько вариантов того, как мыслители определяют интеллект.
Если мы будем учитывать моральные, эмоциональные и предсказательные
способности, нам придется признать, что умные люди должны не только
уметь хорошо запоминать цифры и вращать в уме фигуры. Им следует также
быть социально приспособленными и этическим чувствительными, а кроме
того уметь принимать решения, основываясь на рациональном моделировании
возможных последствий. Между тем у нас есть сколько угодно примеров
одаренных людей, неспособных ничего спланировать. И, разумеется, все мы
встречали людей, которые были, бесспорно, умными, но при этом социально
неловкими.
Искусственный интеллект
С учетом того, что мы по-прежнему не можем договориться о том, что
составляет человеческий интеллект, сумеем ли мы когда-нибудь изобрести
искусственный интеллект (ИИ)? Некоторые, как философ Джон Серль (John
Searle) полагают, что так называемого сильного – то есть эквивалентного
человеческому мозгу - искусственного интеллекта («слабый» ИИ это
примерно то, что Google делает, автоматически дополняя ваши поисковые
запросы) у нас никогда не будет. По мнению Серля, главное различие между
людьми и компьютерами заключается в том, что люди понимают смысловое
содержание языка (семантику), а машина – только его структуру
(синтаксис).
Серль разработал знаменитый мысленный эксперимент под названием
«Китайская комната», в рамках которого он сравнил компьютер с не
владеющим китайским человеком, который с помощью набора правил
комбинирует китайские иероглифы так, чтобы получались осмысленные
сочетания. Хотя может показаться, что такой человек знает китайский,
все, что он знает на самом деле, - это как комбинировать иероглифы.
С Серлем спорят такие люди, как автор «Об интеллекте» Хокинс, а также
Марвин Минский (Marvin Minsky) и другие поборники сильного ИИ. Они
убеждены, что можно создать искусственный интеллект, эквивалентный
человеческому, и каждый из них определяет интеллект так, чтобы свойства,
лежащие в его основе, можно было в будущем воплотить с помощью
микросхем.
Пионер в области компьютеров Алан Тьюринг (Alan Turing) в свое время
предложил отличать искусственный интеллект от человеческого с помощью
того, что сейчас называется Тестом Тьюринга. В 1950 году он предполагал,
что, когда машина пройдет тест, мы получим мыслящую машину. Однако хотя
с тех пор несколько программ (в частности неигровой персонаж из
видеоигры) преодолели Тест Тьюринга, сейчас никто не говорит, что ИИ
освободился от ограничений.
Что ж, возможно, сильного искусственного интеллекта у нас
действительно не будет – но не потому, что мы не сможем изобрести
разумный компьютер, а потому, что не сможем определить, что такое разум.
|