Газета "Наш Мир" br> Убийство Висама аль-Хасана (Wissam Al-Hassan), возглавлявшего
разведку сил внутренней безопасности Ливана, играет ключевую роль для
темы этой статьи. Вопрос в том, кто убил генерала? На него существует
два варианта ответа – сирийская разведка или израильская разведка.
Это
само по себе связано с важным прецедентом. До того, как в Сирии
установился нынешний режим и до гражданской войны в Ливане в убийствах
часто обвиняли израильтян. В то время убивали обычно членов
палестинского сопротивления. Однако с тех пор, как на передний план
вышли события в Ливане, жертвами убийств оказываются исключительно
ливанские политические противники сирийского режима. Конечно, обвинения в
адрес Сирии звучат с тех, пор, как был убит Камаль Джумблат (Kamal
Jumblatt). Однако после убийства Рафика Харири (Rafik Hariri) Дамаск в
таких случаях считается едва ли не единственным подозреваемым. Его
теперь обвиняют намного чаще, чем правительство Израиля – причем не
только ливанцы, которым приходится расплачиваться за происходящее, но и
арабы в целом. Сирийский режим больше никто не защищает – только его
союзники, особенно «Хезболла». Это означает серьезные политические
перемены, и ответственность за них несет только сирийский режим, и никто
больше.
Генерал был убит на фоне революции в Сирии. Заметим, что
именно он раскрыл причастность бывшего ливанского министра Мишеля
Самахи (Michel Samaha) – союзника Сирии – в доставке в Ливан взрывчатки с
целью создания в стране хаоса.
Убийство Рафика Харири в 2005
году, имело катастрофические последствия для отношений между Сирией и
Саудовской Аравией. Эр-Рияд, впрочем, думал, что кризис можно будет
сдержать. Он пытался открыть дверь для примирения с Дамаском – сначала
во время Кувейтского экономического саммита, затем с помощью Дохийского
соглашения и наконец, убедив бывшего ливанского премьер министра Саада
Харири (Saad Hariri) посетить Дамаск. Однако ни к чему конкретному это
не привело, и подход Сирии не изменило.
Сирийский президент и
руководство «Хезболлы» хотели избавиться от Международного трибунала по
Ливану. Когда они не смогли этого добиться, правительство Саада Харири
было свергнуто. Вместо него насильственно было установлено новое
правительство, в котором господствовала «Хезболла». После этого
политическая ситуация в Ливане зашла в тупик – как и сирийско-саудовские
отношения. К несчастью для сирийского режима, в тот момент, когда было
свергнуто правительство Харири, началась Арабская весна. Революция,
вспыхнувшая в Тунисе, перекинулась на Египет, Йемен, Ливию и в итоге на
Сирию. После этого отношения Саудовской Аравии и Сирии вступили в новую
фазу, закончившуюся коллапсом.
Нельзя сказать, что Саудовская
Аравия поддерживает идею революции – В Сирии или где бы то ни было.
Однако в то же время нельзя сказать, что Саудовская Аравия против любых
революций. Ее внешняя политика рассматривает происходящее в других
странах как их внутренние дела. Таким образом, если в какой-то из
арабских стран происходит революция, Эр-Рияд может попробовать повлиять
на ситуацию, используя свои отношения с режимом этой страны. Однако если
революция приводит к свержению или смене режима, Саудовской Аравии
остается только признать это и начинать взаимодействовать с новым
режимом.
В
Сирии ситуация была особенной, так как режим отвратительно отреагировал
на протесты, которые начинались как мирные. На второй день протестов в
Деръа он начал убивать людей. По мере того, как росли масштабы
протестов, убийств становилось все больше. Саудовская Аравия вместе с
другими странами пыталась убедить сирийские власти смириться с
демонстрациями, частично пойти на встречу требованиям протестующих и не
прибегать к насилию и кровопролитию, по крайней мере, на ранней стадии.
Однако сирийский режим, судя по всему, счел, что уступки демонстрантам
могут их поощрить и приведут к эскалации протеста. Руководство режима в
принципе не было намерено уступать и готово было повторить то, что
произошло в Хаме в 1982 году.
Но почему же сирийский режим
предпочел мягкому подходу столь жесткие силовые методы, несмотря на риск
погубить Сирию? Ответ на этот вопрос в первую очередь связан с природой
сирийского режима и его историей, во вторую – с процессом наследования
власти и в третью – с внешнеполитической ориентацией режима после 2000
года. Нынешний режим установился в Сирии в 1970 году. Это наследственная
власть, опирающаяся на немногочисленное религиозное меньшинство и
управляющая страной, от 75% до 80% населения которой принадлежат к
суннитам. Исходно, в разгар арабо-израильского конфликта, такая ситуация
выглядела – или, по крайней мере, казалась - естественной. Однако в
1980-х годах, когда между Хафезом Асадом (Hafez Assad) и его братом
Рифатом началась борьба, возник вопрос о наследовании. Впоследствии
наследником считался Басиль, старший сын президента. Однако в итоге
обстоятельства сложились в пользу Башара, который и унаследовал власть
после отца. Означает ли это, что в Сирии была заложена основа для
установления правящей династии? Многие считают, что переход власти к
Башару Асаду стал результатом раскола между генералами. Никто из них не
мог наследовать власть, так как не был способен стать источником
консенсуса. Соответственно, был найден выход - сделать наследником сына
президента – Башара. Он не был замешан в конфликтах и противоречиях
внутри режима, не принадлежал ни к одной из партий и устраивал всех.
Однако этому противоречит тот факт, что идея наследования была в ходу в
Дамаске уже долгое время. Как бы то ни было, наследование усугубило
проблему опоры на религиозное меньшинство, и усилило необходимость союза
с Ираном. Так как втянуть Ливан в коалицию было невозможно из-за его
религиозной структуры, третьим потенциальным участником альянса стала
«Хезболла». Получился союз между двумя странами и партией, обладающей
военным потенциалом как у страны. Объединяет их принадлежность к
меньшинству: Иран и «Хезболла» представляют религиозное меньшинство в
арабском мире, в Сирии тоже правит религиозное меньшинство.
Такому
развитию событий способствовала демографическая ситуация в Леванте, в
котором проблема меньшинств стоит сильнее, чем где бы то ни было в
арабском мире. Внешняя политика Саудовской Аравии в отношении региона и,
особенно, в отношении сирийского режима считает своим приоритетом
стабильность. С учетом уязвимости социальной и религиозной структуры, а
также политической системы такое поведение соответствует арабской
политической традиции. Однако падение режима Саддама Хусейна в Ираке и
избрание сирийским режимом стратегии альянса меньшинств позволили Ирану
расширить свое влияние в регионе. В результате политический климат в
арабском мире изменился, и это означает, что Саудовской Аравии нужно
пересмотреть внешнеполитический курс.
Главная цель внешней
политики Саудовской Аравии - достигнуть стабильности в арабском мире.
При дестабилизации в любом из арабских государств Эр-Рияд старается
стабилизировать ситуацию, так как считает, что стабильность
соответствует интересам Саудовской Аравии, как и остальных стран. Любые
потрясения в арабских странах, особенно находящихся поблизости, рано или
поздно могут ударить по Саудовской Аравии, причинить ей политический,
финансовый, а возможно, и военный ущерб и привести к неприемлемым для
нее переменам. С этой точки зрения нестабильность в Сирии категорически
не в интересах Саудовской Аравии.
Следует также отметить, что
Саудовская Аравия находится в центре бушующего в арабском мире циклона.
Ее окружает нестабильность: Ирак с севера, Бахрейн с востока, Йемен с
юга и Египет и Сирия с запада. Риск, связанный с событиями в Сирии, она
безусловно осознает. Однако тяжелый опыт, связанный с Дамаском при
Башаре Асаде и Багдадом при Садддаме Хусейне, научил Эр-Рияд, что
некоторые режимы по собственным соображениям сами подталкивают ситуацию
на грань бездны. Так Сирия при Башаре избрала тесный союз на религиозной
почве с Ираном и «Хезболлой».
Этот союз диктует поведение
режима, как внутри страны – что показывает реакция правительства на
революцию, - так и во внешней политике, - что показывают отношения с
Ираном. Таким образом, очевидно, что правительство в Дамаске не только
не способно поддерживать стабильность в Сирии, но и угрожает
региональной стабильности. Взрыв в Бейруте явно не будет последним
свидетельством этого. Следовательно, сохранение сирийского режима будет
теперь считаться угрозой для того, что Саудовская Аравия воспринимает
как свою стратегическую цель.
|