Может быть, благодаря поддержке, полученной во время официального визита эмира Катара, может быть, из-за ощущения, что он и так сдерживает себя слишком долго, но массированный ракетный и минометный обстрел израильской территории в среду утром показал одно - ХАМАС изменил свою политику в отношении нападений на Израиль.
По предварительным данным, ХАМАС несет ответственность, по крайней мере, за несколько выпущенных сегодня ракет, от которых серьезно пострадали трое рабочих-мигрантов и были повреждены дома в населенных пунктах, примыкающих к границе с Газой.
Долгое время наблюдался постепенный рост эскалация в пограничной зоне. Но до утра среды все еще казалось, что боевики Газы находятся под определенным контролем.
Основной конфликт до недавнего времени происходил между салафистской организацией "Исламский джихад", которая регулярно обстреливала Израиль, и Армией обороны Израиля, которая в ответ на эти обстрелы методично наносила точечные удары. В основном ЦАХАЛ ликвидировал боевиков, которые были причастны к попыткам нападений со стороны Синая.
ХАМАС вел двойную игру: иногда он финансировал деятельность некоторых организаций, иногда он предпринимал шаги, чтобы удержать их, когда чувствовал, что их излишняя инициатива и прыть могут вызвать крупномасштабную военную операцию со стороны Израиля и поставить под угрозу стабильность правления ХАМАСа.
В последнее время несколько раз целями израильских служб безопасности становились и боевики ХАМАСа. Во вторник ночью трое активистов из ракетного расчета были убиты в ходе атаки израильской авиации, в том числе двое членов ХАМАСа. ХАМАС заявил, что он отомстит, и сделал это сегодня утром, устроив ракетный обстрел юга Израиля. ХАМАС даже запоздало взял ответственность за взрыв фугаса во вторник, в результате которого был тяжело ранен один из командиров роты бригады "Голани", капитан Зив Шилон.
В местах, где размещена система противоракетной обороны "Железный купол", например, под Ашкелоном, она сработывает эффективно, перехватывая палестинские ракеты. Когда дело доходит до обстрела населенных пунктов, прилегающих к забору безопасности, то защита тут в лучшем случае срабатывает частично, и в результате ранения получили трое рабочих-мигрантов.
Видимо, ХАМАС стал меньше бояться реакции Израиля. Относительно близкие отношения с Египтом, наряду с визитом эмира Катара внушают уверенность в себе, которая со стороны представляется ошибочной и преувеличенной.
Но в этом уравнении есть еще одна значимая сторона – собственно сам Израиль. За четыре года своего правления премьер-министр Биньямин Нетаниягу вел осторожную и ответственную военную политику на всех фронтах. Несмотря на образ крайне правого политика, который за ним закрепился, Нетаниягу воздерживался от того, чтобы начать крупномасштабную военную кампанию.
На периодические раунды насилия на границе сектора Газа Израиль чаще отвечал риторикой, не отправляя свои сухопутные части вглубь территории Газы. Угроз Израиля в сочетании с атаками ВВС каждый раз хватало на то, чтобы убедить ХАМАС навести порядок в секторе, пока конфликта не вышел из-под его подчинения.
Теперь правила игры могут измениться. Нетаниягу вступает в избирательную кампанию, в которой его основной картой является длительное и (относительно) безопасное спокойствие на границах. Когда жители населенных пунктов близ Газы спрашивают во время радио эфиров, где правительство, и что себе думает премьер-министр, Нетаниягу, который надеется на переизбрание, будет трудно не принять более решительных мер.
Не нужно заходить слишком далеко назад, чтобы вспомнить прецедент. В начале декабря 2008 года у власти было левоцентристское правительство, в котором большинство мест занимали члены Кадимы и Аводы. Старшие члены правительства премьер-министра Эхуда Ольмерта, наряду с большинством руководителей оборонного ведомства, были против военной кампании в секторе Газы.
Но когда соглашение о прекращении огня с ХАМАСом было нарушено, коалиционные партии, готовившиеся к выборам, и их лидеры были подвергнуты критике за свою беспомощность. Вот тогда позиция правительства кардинально изменилась. Уже к концу месяца Израиль приступил к операции "Литой свинец".
Вероятно, ни Нетаниягу, ни даже ХАМАС не хотят видеть того, что происходит. Но история, безусловно, имеет тенденцию повторяться.