Газета "Наш Мир" br> Длительная борьба за Белый дом мешает США вести рациональную внешнюю
политику в нынешнем беспрецедентно сложном мире. Необходимость
высказывать внешнеполитические взгляды в ходе предвыборной кампании
приводит к непреодолимому искушению предлагать упрощенные ответы на
трудные вызовы, возникающие за рубежом.
Отсюда - поспешные
публичные заявления о том, что Башар Асад должен уйти, не подкрепленные
реалистичной политикой, которая была бы направлена на достижение этой
цели. Отсюда - уважительное отношение к лихорадочным мольбам
израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху предъявить ультиматум
Ирану и постоянные разговоры о том, чтобы в итоге прибегнуть к
американской военной силе (потенциальные последствия для региона и,
возможно, для мира, при этом во внимание не принимаются). Отсюда -
обещание кандидата от республиканцев Митта Ромни (Mitt Romney) в первый
же день президентства без всяких переговоров принять карательные меры
против китайских «валютных манипуляций», несмотря на вполне вероятную
месть со стороны Китая.
К несчастью, подобная внешняя политика,
руководствующаяся соображениями краткосрочной политической выгоды,
рискует дать толчок развитию событий, способному в итоге привести к
международному хаосу. В особенности опасной и далекой от реальности
выглядит идея о том, что США могут каким-то образом гарантировать
будущее Израиля, установив на Ближнем Востоке новый порядок посредством
насильственного экспорта «демократии» в Сирию и в Иран.
Сложившееся
после 1945 года преобладание США на Ближнем Востоке стремительно
слабеет на фоне региональных потрясений. Большая часть существующих в
регионе границ, восходящих к британскому и французскому мандатам после
Первой мировой войны и последовавшего за ней распада Османской Империи,
выглядят непрочными. Даже ведущие страны региона, а именно - Иран и
Турция - уязвимы для внутренних этнических и религиозных противоречий.
В
такой нестабильной обстановке вмешательство Америки в события в Сирии
или военный удар по Ирану, нанесенный Израилем или США, могут привести к
взрыву, который затронет весь регион. Ирак по-прежнему страдает от
распрей, связанных с последствиями американского вторжения. Он находится
на грани суннитско-шиитского конфликта, который было бы нетрудно
разжечь Сирии или Ирану. Соседние Ливан и Иордания также крайне уязвимы.
Последствия
подобного взрыва могут сказаться не только на Ближнем Востоке.
Неминуемый рост цен на нефть, связанный с повышением стоимости
страховки, которое последует даже в том случае, если американский флот
будет силой удерживать открытым Ормузский пролив, помешает финансовому
восстановлению в Европе. Между европейскими странами усилятся
разногласия. У Британии возникнет искушение дистанцироваться от своих
европейских союзников и стать в Атлантическом океане тем же, чем стала в
Тихом океане опирающаяся на Америку Япония.
Между
тем, у России не будет оснований идти навстречу Америке. Она будет
добиваться от европейцев, чтобы те уважали ее геополитические
устремления на Украине и даже в Грузии в обмен на уступки в области цен
на энергоносители. Кроме того под влиянием антиамериканского настроя
Владимира Путина, она будет стремиться к более тесному стратегическому
сотрудничеству с Китаем. В свою очередь, Китай, который уже сейчас
тревожит склонность Америки определять ее «поворот» к Азии в военных
терминах и оскорбляют угрозы, звучащие в ходе американской предвыборной
кампании, может не остаться равнодушным к подобным российским
эгоистическим искушениям.
Пока у нас идет президентская кампания,
Израиль, стремясь колонизировать большую часть Западного берега, лишает
себя возможности стать постоянной и общепризнанной частью Ближнего
Востока. Между тем, полноценное партнерство с жизнеспособным
палестинским государством могло бы помочь ему создать технологический и
финансовый инновационный центр, аналогичный Сингапуру. Это также могло
бы помочь упрочить сотрудничество с Египтом, который в принципе не хочет
вовлекаться в межрелигиозные конфликты в арабском мире.
Серьезного
и всеобъемлющего анализа политики не следует ждать до выборов 6 ноября,
после которых политические страсти должны несколько утихнуть. Кто бы ни
стал следующим президентом – Барак Обама или г-н Ромни, - ему придется
как можно скорее отреагировать на внешнеполитические вызовы, которыми
Америка пренебрегала во время предвыборной кампании. По итогам
тщательного анализа США нужно будет своевременно принять четыре решения:
Во-первых,
в Сирии Америке необходимо сотрудничать с Россией и Китаем и добиваться
прекращения огня под международным наблюдением и контролем. Оно должно
будет стать переходной фазой, после которой стране будут предстоять
выборы - под надзором международного сообщества.
Во-вторых, пока
отсутствует договоренность по иранской ядерной проблеме, необходимо
продолжать ужесточать санкции и публично заявлять, что США отреагируют
на любую угрозу со стороны Тегерана любой ближневосточной стране –
включая Израиль, – так же, как они отреагировали бы во времена холодной
войны на советскую угрозу своим союзникам.
В-третьих, нужно
оказать серьезную и открытую поддержку политическому объединению Европы,
выработав обновленный вариант Атлантической хартии.
В-четвертых,
требуется начать стратегический диалог на высоком уровне с новым
китайским руководством и договориться о фундаментальных интересах обеих
стран, чтобы избежать повторения трагических европейских войн ХХ века.
|