В полночный час возвращаясь из Пловдива (Болгария), я очутился в будто погребенном в темноту Стамбуле – гигантском, непостижимом, фривольном и хаотичном городе. Небольшой, небогатый и напоминающий Турцию 30-летней давности Пловдив поразил меня широкими проспектами, большими площадями, открытым небу порядком застройки и украшенными платанами дорогами.
Нарастающее с каждым днем беспокойство и набирающие скорость ритмы жизни в Стамбуле сопровождаются удивительно чудовищной архитектурой. Вдоль автобанов без видимой причины, напоминая фильмы ужасов, словно грибы прорастают гигантские здания. Создается впечатление, будто при движении по автодорогам эти строения в любой момент способны на вас обрушиться (например, огромное здание холдинга Zorlu при въезде на Босфорский мост или громадное сооружение компании Torunlar на перекрестке в районе Башакшехир). Судя по недавней информации, вдоль этих автобанов планируется строительство еще 16 гостиниц. Следовательно, на пути по перегруженным движением дорогам слой за слоем вырастает тень этих нависающих громоздких сооружений. Дорожное движение станет еще более интенсивным, потоки автотранспорта значительно возрастут. Все это превращает Стамбул в «химерный город»!
Стамбул – это «божественный полис», который прошел через множество цивилизаций. «Божественный полис» Рима (Блаженный Августин), город Эрдемли Османской империи (модель добродетельного города аль-Фараби). В период поздней Османской империи вновь начинаются поиски городской идентичности… С этой целью особое внимание уделяется развитию национальной архитектуры. Во главе с такими нашими архитекторами, как Ахмет Кемаледдин, совершенствуется национальная городская политика. По распоряжению Абдул-Хамида II в рамках данной политики в городе были построены почтовое и телеграфное отделения в Эминоню. В архитектуре этих строений мы видим «поэзию традиции» позднеосманского периода. В частности, продуктом такой городской политики, имевшей место до 1928 года, стала Анкара. Все строительные сооружения напоминали индивидуальность, которая шла рука об руку с ее стилем, внешним обликом, традицией и современностью.
Начиная с 1928 года, Республика приняла решение распространить концепцию секуляризованного «божественного города» Запада. В силу этой концепции Анкара была изобретена заново! Были разработаны десятки таких сооружений, как здание факультета языка, истории и географии, а также здание оперного театра. В этих строениях не было ни Анатолии, ни Османской империи, ни ислама. По этой причине данная политика со временем превратила город в «химерный», в качестве новой формы которого возникает и строительство жилых массивов.
На сегодняшний день строительство жилых блоков сменяется возведением башен и небоскребов. Без всякой заботы о целесообразности во многих частях Стамбула возникают высотные строения. Например, «Вавилонская башня»… Или Стамбул становится Вавилоном? Без внимания к атмосфере, большой численности населения и дорожному движению, словно призраки, появляются один за другим зловещие небоскребы. Стамбул утрачивает свою модель «божественного» города и города Эрдемли, унаследованную от Рима и Османской империи. Сегодня мы проходим через формацию, которая не несет ни одну из уникальных особенностей города, сформировавшихся в период, когда можно говорить о связи многих цивилизаций и ислама или о существовании города традиционной культуры.
Мы переживаем период, когда города застраиваются заново, и Стамбул также участвует в этом процессе. В качестве приоритетных рассматриваются экономические причины, а также рост населения, ограниченное пространство. Вместе с тем разве не должно быть у новых строительных сооружений, проектируемых заново, определенной индивидуальности и стиля? Разве невозможно обеспечить улучшение, по крайней мере, площадей общего пользования, которые будут доступны всем? Разве сложно определить «индивидуальный стиль», который бы символизировал каждый вновь созданный строительный объект?
Через отождествление с городскими достопримечательностями, обладающими «индивидуальным стилем», у жителей города возникает ощущение сопричастности с этим городом. Придавая определенный дух городу, подобные произведения архитектуры могут стать символом единого представления о нем.
Несмотря на то, что с течением времени в результате землетрясений Стамбул неоднократно подвергался разрушениям, изначально он был построен как «божественный город». Однако на этот раз источником «варварства» является не землетрясение, а люди! Городская трансформация является для нас возможностью построить наш современный «божественный город».