Сирийские боевики уничтожают исторические памятники
страны
Из Великой мечети в сирийском городе Алеппо, за которую в последние недели шли ожесточенные бои, исчезла хранимая веками реликвия – прядь волос, которая, как считается, принадлежала самому пророку Мухаммеду.
Есть сведения, что мародеры разграбили там усыпальницу священника Захарии – отца Иоанна Крестителя. Сама мечеть Омейядов, одна из древнейших и красивейших не только в городе, но и в стране, серьезно пострадала. Эксперты "РГ" опасаются, что очень скоро от легендарных сирийских древностей может не остаться камня на камне. Свежая рана – дымящийся в руинах Алеппо, одна из шести сирийских жемчужин, включенных ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия. В огне полностью сгорел один из средневековых рынков Старого города. О том, что происходит с другими достопримечательностями, зачастую даже местные эксперты узнают лишь по слухам.
– К сожалению, из-за ситуации, которая сложилась в Сирии, мы уже второй год не можем приехать на место наших раскопок, а ведь российская экспедиция работала там 20 лет, – рассказали "РГ" в Институте археологии РАН. – Сирия – это часть великой Месопотамии, и она буквально насыщена памятниками древности, начиная с каменного века и до позднего Средневековья. Сюда приезжали специалисты со всего мира – от Америки до Австралии. Вместе с нами работали немцы, французы, поляки, голландцы. А когда началась война в Ираке, многие исследования перебазировались именно в Сирию.
Теперь монументальные античные развалины, старинные церкви , колоритнейшие замки крестоносцев и великолепные мечети, возведенные на перекрестье истории, попали под перекрестный огонь. По мнению официального Дамаска, "боевики захватывают исторические достопримечательности и используют их в качестве щитов", а также занимаются откровенным мародерством.
– Еще пару месяцев назад я бы не назвал ситуацию катастрофической, но теперь она приближается к красной черте, – объяснил "РГ" археолог Родриго Мартин Галан, много лет проработавший в Сирии. Вместе с другими коллегами-активистами из Испании, Франции и самой Сирии доктор Галан ведет непрерывный мониторинг сирийских памятников старины, пострадавших при обстрелах и бомбежках или полностью уничтоженных
– У нас нет возможности побывать в зоне конфликта, но мы скрупулезно собираем и анализируем любую информацию, которая поступает оттуда, в том числе документальные свидетельства. О каких-то уголках страны у нас больше достоверных сведений – как вы видите, удалось очень подробно задокументировать разрушения в Алеппо. Но остаются "черные дыры", и это вызывает беспокойство, – говорит эксперт.
К примеру, не ясно, что происходит со знаменитой Пальмирой – некогда богатейшим античным городом, лежавшим на пути бесконечных караванов. Нынешняя деревня, сохранившая следы величественных сооружений, находится на пути мародеров, а на крепостной стене видны следы автоматных очередей. Испещрены пулями остовы знаменитых "Мертвых городов" – развалин на северо-западе Сирии, как раз на подступах к Алеппо, где шли жестокие бои. Пострадал и другой памятник культурного наследия ЮНЕСКО – крепость госпитальеров, Крак де Шевалье: цитадель попала под бомбы
Доктор Галан рассказывает: в сирийских музеях (а их по всей стране 38, включая два национальных – в Дамаске и Алеппо) собраны уникальные коллекции древностей – это десятки тысяч объектов. Сейчас они оказались беззащитны перед лицом грабителей и "черных археологов", в том числе профессиональных, которые вовсю орудуют в Сирии. Ходят слухи, что боевики выменивают ценные артефакты на оружие – обычная практика во время военных конфликтов на Ближнем Востоке. То же самое было в Ираке.
– Мы 15 лет проработали в Ираке и до сих пор не знаем о судьбе находок, которые были сданы в Багдадский национальный музей, – рассказывают сотрудники Института археологии РАН. – Разумеется, мы делали запросы о том, куда это все подевалось. Но нам сказали, что им не до наших находок, потому что гораздо более ценные вещи пропали. От сирийских коллег мы знаем, что по крайней мере экспонаты Дамасского музея находятся в сохранности
По свидетельству очевидцев, в древней Апамее, еще одном легендарном городе античности, неизвестные подогнали бульдозеры и демонтировали уникальную древнеримскую мозаику. Ну а самым печальным символом разграблений стало бесследное исчезновение из музея города Хама золотой статуэтки древнеарамейского божества, которую специалисты датируют VIII веком до нашей эры. Беда сирийских музеев в том, что они в основном расположены по стратегической оси юг-север, соединяющей важнейшие города – Босра, Дамаск, Хомс, Хама, Идлиб, Алеппо, объясняет археолог. Сейчас это все горячие точки. Но само по себе разграбление экспонатов – еще полбеды
По словам Родриго Галана, многие коллекции не были должным образом каталогизированы. "Даже если сирийские власти в целях безопасности эвакуируют артефакты в надежное место, их исторический контекст бесследно теряется и коллекция утрачивает научную ценность. А это самое трагическое, что может быть", – поясняет археолог.